Организационно-правовые основы формирования социальных служб для детей с ограниченными возможностями

   В начале 90-х годов началось формирование социальной реабилитации детей-инвалидов в постсоветской России. Права детей-инвалидов особо закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и других законах.

Во исполнение перечисленных законов Правительством Российской Федерации, принято более 20 федеральных нормативных актов. Кроме того, органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации по проблемам инвалидов принято свыше 800 нормативных актов.

Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» от 01.07.1992г. N 543 в пункте 4 постановляет: «Органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга:...содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям». В соответствии с Указом разработана и действует Президентская программа «Дети России», в которую включена целевая программа «Дети-инвалиды».

Указом Президента Российской Федерации 14.09.95г. N 942  утверждены «Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (национальный план действий в интересах детей)», и определено, что одним из приоритетных направлений является «…поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах». Цель государственной социальной политики в отношении этой категории детей «...состоит в обеспечении их социализации, полноценной реабилитации, в том числе социальной и психологической, и успешной адаптации в общество». Для достижения этой цели предусмотрено решение задачи по «обеспечению реального права детей с аномалиями в развитии и детей-инвалидов на особую заботу государства, создание условий для их нормальной жизнедеятельности, реализации индивидуальных возможностей», осуществление которой потребует «развитие сети социально-реабилитационных учреждений для детей-инвалидов».

Проведение восстановительного лечения детей-ин­валидов, особенно находящихся в домах-интернатах, училищах, техникумах рег­ламентировалось Постановлением Совета Министров СССР «О мерах по дальней­шему улучшению условий жизни инвалидов с детства» (1984). Во исполнение этого документа интернаты для детей-инвалидов прикреплялись к лечебно-профилактическим учреж­дениям, оснащались современным медицинским оборудованием, лекарственными препаратами, квалифицированными медицин­скими кадрами. Сегодня в нашей стране наметилась тенденция отказа семьи, имеющей ребенка-инвалида, воспользоваться существующей интернатной системой, т.к. она уже не в состоянии удовлетворить интересы ребенка и семьи. Это создало предпосылки для возникновения социально-реабилитационных служб помощи детям-инвалидам и их семьям на местном уровне.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О ме­рах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выжи­вания, защиты и развития детей» (1992) в субъектах Российской Федерации начали создаваться новые учреждения для детей, в том числе учреждения медико-социальной реабилитации детей-инвалидов. Приказом Минздрава России (1996) организована работа учреж­дений медико-социальной реабилитации подростков и взрослых с последствиями детского церебрального паралича. В системе здравоохранения функционирует три специализирован­ных реабилитационных центра, осуществляющих медико-социаль­ную реабилитацию для этой категории инвалидов, - в Москве, Казани и Калуге. Прика­зом Минздравмедпрома России «О совершенствовании системы информационного обеспечения проблем детской инвалидности в Российской Федерации» (1996) была поставлена задача налажи­вания государственной системы учета детей-инвалидов. При утверждении Списка главных специалистов Минздрава России в него включена должность «главный специалист по дет­ской реабилитологии». Приказом Минздрава России создан Экспертный совет по оказа­нию медико-социальной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства от рождения. Он предназначен для определения страте­гии медико-социальной реабилитации этих категорий инвалидов, разработки рекомендаций организационного, методического и научного характера.

 

Особенности социальной реабилитации детей-инвалидов

  За рубежом к категории инвалидов относят людей, достигших 18-летнего возраста с необратимыми нарушениями сенсорных функций, умственного и физического развития, требующими поддерживающего медицинского лечения и нуждающихся в социальной защите. До 18 лет государство и общество прилагают все усилия для того, чтобы ребенок с отклонениями в развитии мог в будущем жить самостоятельной независимой жизнью.

В России официально принят термин «дети-инвалиды». Установление статуса ребенка-инвалида основано на «биологической модели понимания инвалидности», согласно которой причиной ограничения жизнедеятельности людей с отклонениями в развитии являются различные нарушения организма (физические, сенсорные или интеллектуальные). Статус инвалида присваивается для того, чтобы обеспечить бесплатность ряда реабилитационных услуг и получение социальных выплат.

Социальная модель реабилитации детей-инвалидов основана на понимании того, что трудности и ограничения, которые возникают у человека с отклонениями в развитии, в первую очередь связаны с недостаточностью или отсутствием условий для его нормальной, полноценной жизни, а не с нарушениями функций организма. При этом ответственность за создание условий, обеспечивающих равные права и равные возможности, начинают брать на себя общество и государство.

Таким образом, реабилитация ребенка с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития  - это не только лечение и улучшение состояния здоровья, а процесс, направленный на достижение им максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе. Целью реабилитации является формирование наибольшей работоспособности, самодеятельности и самостоятельности человека. Реабилитация начинается не с момента установления ребенку статуса «инвалид», а с момента выявления потребности в реабилитации. Реабилитационная деятельность опирается на следующие принципы организации услуг: индивидуальности, комплексности, непрерывности, оперативности и доступности.

Основной технологией социальной модели реабилитации детей-инвалидов является индивидуальный план реабилитации, обеспечивающий непрерывность реабилитационного процесса на всех возрастных этапах развития ребенка и охватывающий всю социальную среду его окружения.

Индивидуальный план реабилитации составляется по месту жительства ребенка, при этом ответственность за его составление и реализацию возлагается на медико-социальные службы органов местного самоуправления. Реабилитационные мероприятия, содержащиеся в индивидуальном плане реабилитации, включаются в индивидуальную программу реабилитации, составляемую федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы поддерживают индивидуальный план реабилитации ребенка консультациями экспертного уровня, обеспечивают реабилитационный процесс в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду; осуществляют контроль за качеством предоставляемых услуг, расходованием средств согласно социальным и финансовым нормативам на реабилитацию ребенка-инвалида.

Большинство детей-инвалидов живут в семьях. Кроме того существуют интернаты для глубоко умственно отсталых детей, дома–интернаты для детей с физическими недостатками системы социальной защиты населения, дома ребенка, входящие в систему учреждений здравоохранения, а так же школы-интернаты для детей с умственными и физическими недостатками, вспомогательные школы и детские дома системы учреждений образования России.  Реализация индивидуального плана реабилитации основана на семейно-центрированном и междисциплинарных подходах. Совместная деятельность специалистов мультипрофессиональной группы (учителя, врачи, реабилитологи, специальные педагоги, психологи и социальные работники) основана на равноправном взаимодействии как с ребенком, так и его семьей.

Особенности реабилитации детей с ограниченными возможностями заключаются в том, что в процессе реабилитации необходимо предусмотреть не только ликвидацию или коррекцию дефекта, вызванного заболеванием, но и обеспечение развития других функций, формирование которых может быть задержано в связи с болезнью.

Следовательно, реабилитация больного ребенка - это сложный процесс, включающий коррекционно-восстановительное лечение, выявление и развитие задатков, способностей, профессиональную ориентацию, общее и профессиональное обучение. Эффективный результат может быть получен только при условии взаимосвязи и согласованности действий медиков, психологов, педагогов, социальных работников и других специалистов.

В настоящее время остается актуальной проблема ведомственной разобщенности учреждений органов здравоохранения, образования, социальной защиты и  нескоординированнности их действий по реабилитации детей-инвалидов. Решая свои узковедомственные задачи, не имея объединяющего начала, единой методологии, эти учреждения не имеют возможности обеспечить комплексность, преемственность взаимосвязи в реабилитационной работе.

Из всех организационных форм, которые бы обеспечили основные методологические требования в проведении процесса реабилитации, наиболее оптимальной является форма Центра реабилитации. Методический подход, реализуемый в Центре, является моделью наиболее научно обоснованного подхода к детям, нуждающимся в реабилитации. Сочетание диагностики, восстановительного лечения, психолого-педагогической реабилитации позволяет добиваться реабилитационного эффекта в оптимальной мере и в более короткие сроки.

Основным правовым документом в этой области является приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 14 декабря 1994 г..№ 249 «Об утверждении примерного положения о реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями». Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района социальную реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от рождения до 18 лет, а также семей, в которых дети воспитываются. Центр создается из расчета одно учреждение на 1 тысячу детей с ограниченными возможностями, проживающих в городе или районе и осуществляет свою деятельность под руководством территориальных органов социальной защиты населения и исполнительной власти в пределах их компетенции.  

Центр имеет в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации, отделения медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи, дневного пребывания, стационарное.

Целью деятельности Центра является оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом, или умственном развитии квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.

При оформлении детей и подростков на обслуживание в Центр должны быть представлены документы, подтверждающие состояние их здоровья: история развития ребенка (ф. N 112/у) или амбулаторная карта подростка (ф. № 025/у). Противопоказаниями для направления в отделение дневного пребывания в стационарное отделение Центра являются: все заболевания в острой стадии и хронические заболевания в стадии декомпенсации: злокачественные новообразования в активной фазе; кахексии любого происхождения, острые инфекционные заболевания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: