Практические рекомендации по организации дополнительного образования школьников

Для эффективного осуществления педагогической деятельности педагоги ДО должны следовать определенному алгоритму осуществления управленческих действий, который можно представить следующими шагами:

1. Определите стратегические воспитательные цели развития вашего образовательного учреждения в соответствии с целеполаганием стандартов нового поколения для каждой ступени общего образования.

2. Изучите социальный заказ на дополнительное образование детей с учётом его структуры: заказ детей и родителей, органов власти (государственной, муниципальной).

3. Проанализируйте уже имеющиеся дополнительные образовательные услуги в школе с точки зрения их адекватности социальному заказу.

4. Проанализируйте творческий потенциал учителей, родителей, старшеклассников с точки зрения их возможного включения в процесс проектирования и реализации дополнительных образовательных услуг, исходя из стратегических задач школы.

5. Проанализируйте материально-технические условия школы с тем, чтобы оценить возможности реализации дополнительных образовательных услуг на базе школы, исходя из новых требований Санитарных норм и правил.

6. Изучите возможности ваших сетевых (учреждения дополнительного образования детей) и социальных (организации социальной сферы, учреждения культуры, спорта, общественные организации, предприятия) партнёров с целью возможного предоставления дополнительных образовательных услуг.

7. Составив представление о социальном заказе на дополнительные образовательные услуги и о реальных возможностях школы и их сетевых и социальных партнёрах, составьте общую схему дополнительного образования в вашей школе с учётом целей и организационной модели школьной воспитательной системы (учебно – воспитательный комплекс, школа полного дня, школа – клуб…). Для этого определите:

7.1. Какие формы и направления дополнительного образования детей можно осуществлять на базе вашей школы?

7.2. Какие направления дополнительного образования можно вывести на базу учреждений дополнительного образования на основе заключения договора о сотрудничестве?

8. Осуществите переговорный процесс с вашими сетевыми и социальными партнёрами с целью согласования возможных действий по реализации совместных целей и задач, предусмотрев следующие шаги:

8.1. Определите цели и задачи будущего взаимодействия, проведите анализ проблем, определите возможные варианты взаимодействия, дайте их аргументацию, опишите собственную позицию в будущей совместной деятельности; решите организационные вопросы (определение состава участников, подготовка необходимых документов…);

8.2. Проведите переговоры, обсудив взаимные интересы, точки зрения, позиции участников, поступившие предложения, согласуйте ваши позиции и выработайте договорённости (подготовка договора о совместной деятельности);

8.3. Проанализируйте результаты переговоров: внесите коррективы в первоначальные планы, окончательно разработайте варианты своей деятельности в соответствии с разработанной моделью интеграции.

9. Организуйте работу по проектированию и экспертизе дополнительных образовательных и культурно – досуговых программ в соответствии с существующими требованиями.

10. Предусмотрите внесение изменений в содержание и структуру дополнительных образовательных программ учреждений дополнительного образования в части обеспечения их соответствия целям внеурочной деятельности (количество часов, исходя из требований Санитарных норм и правил, наличие возможности демонстрации результатов подготовки детей в условиях внеурочной досуговой деятельности за счёт использования технологии проектирования, отсутствие дублирования содержания материала).

11. Составьте Программу духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Программу воспитания и социализации обучающихся) с включением модуля дополнительного образования.

Таким образом, осуществление управленческих функций согласно знанию специфики объекта управления – процесса интеграции общего и дополнительного образования будет способствовать достижению ожидаемых результатов, сформулированных в образовательных стандартах нового поколения. Ведь дополнительное образование в школьной воспитательной системе – это возможность решения целого комплекса задач, позволяющих обеспечить каждому обучающемуся «ситуацию успеха», содействовать самоопределению личности в образовательном процессе, способствовать выбору его индивидуального образовательного, профессионального и жизненного пути.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Какая из моделей развития системы дополнительного образования видится вам наиболее результативной?

2. Какие дидактические принципы должен учитывать педагог при разработке образовательной программы?

3. Охарактеризуйте вкратце одну из известных Вам образовательных программ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: