Формирование психологии развития в XIX-XX вв

Предмет и методы психологии развития

Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики - ее изменение в процессе деятельности, при общении, познании. Она рассматривает также влияние различных видов общения, обучения, разных культур и социальных условий на динамику формирования психики в разном возрасте и на разных уровнях психического развития.

Главными областями научного знания, на которые опирается психология развития, являются философия и естествознание. В то же время в работах многих психологов четко просматривается связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, математикой, логикой, языкознанием.

Выделение психологии развития в самостоятельную область психологии

Хотя психология развития как самостоятельная дисциплина возникла относительно недавно, особенностями психического состояния детей интересовались многие ученые еще в античный период. Демокрит, Платон, Аристотель и другие философы в качестве доказательств правоты своих взглядов на психику использовали данные о том, как воспринимают дети новые понятия или как реагируют на те или иные ситуации.

Картина изменилась к концу XIX в., когда соединились два научных направления, до этого времени развивавшиеся параллельно и независимо друг от друга: исследования детского развития, которые были связаны с естествознанием и медициной, а также этнографические исследования детства и языка, главным образом изучение детских игр и сказок. Особенно популярны были работы братьев Гримм, Тейлора, Боаса. В это же время психология развития начала наконец рассматриваться учеными в качестве самостоятельной области психологической науки Объективными предпосылками ее формирования были:

• требования педагогической практики;

• разработка идеи развития в биологии;

• появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования.                                                              

Особенно актуальной задача связи между педагогикой и психологией стала в середине XIX в. в связи с развитием всеобщего обучения.

Поэтому назрела необходимость исследовать общие для всех детей механизмы и этапы психического развития, чтобы дать объективные рекомендации, в каком возрасте и в какой последовательности можно обучать любых детей, а также какие приемы наиболее адекватны для детей определенного возраста.

Этими требованиями объясняется и круг проблем, которые решали ученые того времени, так как это были главным образом исследования движущих сил и этапов познавательного развития, в то время как развитие общения или личностных особенностей детей почти не изучалось.                                                                                           

Разработка идеи развития в биологии. Эволюционная теория Дарвина оказала огромное влияние на психологию. Однако самое большое значение имел тот факт, что с теорией эволюции в психологии появились два новых постулата - об адаптации как главной детерминанте, определяющей психическое развитие, и о генезисе психики, т. е. о том, что психические процессы не появляются в готовом виде, а проходят определенные, закономерные этапы в своем развитии. Именно эти положения и являются основными для психологии развития.

Эволюционный подход в психологии отразился прежде всего в концепциях А. Бэна и Г. Спенсера, которые утверждали, что психика представляет собой закономерный этап эволюции и ее функция заключается в обеспечении адекватного приспособления к окружающей среде

Формирование психологии развития в XIX-XX вв.

В конце XIX - начале XX в. развитие возрастной психологии было /тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским (психологом Г. С. Холлом (1844-1924).

В 1883 г. он организовал при Балтиморском университете первую | в США экспериментальную лабораторию, в которой началось изучение психического развития детей, преимущественно подростков.

В созданной Холлом теории рекапитуляции утверждается, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, и потому ни миновать какую-то стадию своего развития, ни уклониться от нее ребенок не может.

Говоря о том, что психическое развитие не нуждается в дополнительных стимулах, Клапаред развивал идею саморазвития, саморазвертывания тех задатков, которые существуют у ребенка при рождении. Механизмами саморазвития являются игра и подражание, благодаря которым оно получает определенное направление и содержание.

Таким образом, Клапаред заложил основы самостоятельной отрасли психологии - психологии развития, оказав значительное влияние на понимание круга решаемых ею проблем и ее задачи.

Методы, позволяющие быстро и надежно определить уровень развития интеллекта детей, одним из первых начал разрабатывать французский ученый А. Бине (1857-1911). Он был одним из первых психологов, начавших экспериментально исследовать этапы развития мышления у детей, ставя перед ними задачи на определение понятий.

Д.М. Болдуин был одним из немногих ученых того времени, кто считал необходимым исследовать не только познавательное, но также и эмоциональное и нравственное развитие ребенка. Он предлагал изучать личность не изолированно от общественного процесса, а внутри него, утверждая, что социальное окружение является не внешним условием, а внутренним фактором развития личности ребенка.

Анализируя движущие силы психического развития, он одним из первых доказывал, что на духовное становление влияют приобретенные и врожденные качества, отмечая, что и социальная среда и наследственность определяют уровень социальных достижений человека в данном обществе.

Сходные мысли высказывали и такие этнопсихологи, как М. Мид и Р. Бенедикт, развивавшие теорию «модельной личности». Однако они считали, что модельная личность связана не с социумом, культурой, а с наиболее распространенным в данной нации типом психодинамических реакций. Исходя из проведенных исследований, Бенедикт и Мид пришли к выводу, что в основе социальных эмоций лежат врожденные, индивидуальные качества, а обряды, культура лишь закрепляют и утверждают эти эмоции. Существует две категории норм (или санкций, как писал Болдуин) – более узкая, относящаяся непосредственно к тому семейному кругу, в котором живет ребенок, и более широкая, того социума, народа, страны к которым он принадлежит. Для него в исследовании одаренности было важно не столько изучить разницу в IQ у нормальных и одаренных детей, сколько проанализировать, в какой степени одаренность данного человека принимается обществом. Исходя из такой оценки одаренности, Болдуин, по понятным причинам, настаивал на необходимости для всех детей общественного обучения, в том числе и обучения игре. Он одним из первых отметил социальную роль игры и рассмотрел ее не только как форму предупражнения, но и как инструмент социализации, подчеркнув, что она подготавливает человека к жизни среди сложных социальных отношений,

Болдуин выделил и специальные механизмы развития мышления - ассимиляцию (интериоризацию воздействий среды) и аккомодацию (изменения организма). Эти положения теории Болдуина оказали влияние на взгляды известного психолога Ж. Пиаже, который в тот период обучался в Женевском университете и был учеником одного из ближайших друзей Болдуина и Э.  Клапареда.

Немецкий психолог В.Штерн (1871-1938) поставил в центр своих исследовательских интересов духовное развитие ребенка. Изучение целостной личности, закономерностей ее формирования стало целью разработанной им теории персонализма.

Штерн считал, что личность - это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие - саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков - направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок.

Эта теория получила название теории конвергенции, так как в ней учитывалась роль двух факторов в психическом развитии - наследственности и среды.

Сохранение индивидуальных особенностей возможно благодаря тому, что механизмом психического развития является интроцепция, т. е. соединение ребенком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими. Штерн считал, что потенциальные возможности ребенка достаточно неопределенны. Среда помогает ему осознать себя, организует его внутренний мир, придавая ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, и ставит барьер на пути тех влияний, которые противоречат его наклонностям. Конфликт между внешним (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет положительное значение для его развития, так как именно отрицательные эмоции, которые вызывает это несоответствие у детей, служат стимулом для развития самосознания.

Большое значение имели и работы Ш. Бюлер, посвященные изучению жизненного пути человека. Фактически она одной из первых ввела это понятие, рассматривая жизнь как целостное становление личности. Главной движущей силой этого развития, с ее точки зрения, служит потребность личности в самореализации, которая по-разному проявляется в течение жизни. Наиболее важным является пубертатный период, так как это период созревания, связанный со становлением особой потребности - потребности в дополнении. Выделив негативную и позитивную фазы в этом периоде, она, как и Выготский, пришла к выводу, что критические периоды сопровождают весь жизненный путь личности, при этом отрицательные переживания, агрессивность и негативизм сменяются новыми качественными приобретениями, новыми источниками радости при переходе к следующему жизненному циклу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: