Градостроительная система

При создании планировки города учитывают расположение центров тяготения для правильной трассировки улиц. В реконструируемых городах увязывают место расположения центров тяготения с существующей сетью путепроводов.

Совокупность пространственно-организованных и взаимосвязанных материальных элементов структуры расселения, включающей находящиеся в границах планировочной зоны территории, возведенные здесь здания и сооружения, дороги и инженерную инфраструктуру, составляющие совместно с природными компонентами среду жизнедеятельности общества на разных территориальных уровнях, называется градостроительной системой. Градостроительная система распадается но меньшей мере на пять подсистем, каждая из которых предусматривает собственный режим взаимодействия с элементами городской среды (рис. 3.5). Этими подсистемами являются: жилая зона, система коммунального обслуживания, транспортная сеть, промышленная и экологическая (рекреационная). Подробно они будут рассмотрены в гл. 7.

Рис. 35. Градостроительная система

Градостроительная система включает три уровня планирования: региональный, муниципальный и поселенческий. Региональный уровень составляет схема взаимного расположения городов внутри региона (субъекта Федерации, департамента, штата), на основании которой определяется место каждого города в иерархической цепочке населенных мест. Муниципальный уровень определяет административный центр в сложносоставных территориальных образованиях, объединяющих несколько населенных пунктов с низкой плотностью населения. Поселенческий уровень предусматривает выделение социального центра — места концентрации текущей активности населения внутри населенного пункта, а также объектов социального обслуживания и проведения досуга.

Формирование градостроительной системы является непрерывным процессом, в ходе которого проектировщик отслеживает влияние различных факторов среды и согласовывает их с реализацией проектных заданий.

 

Ключевыми элементами планировочной системы являются центральные места (центры) планировочной зоны, транспортные артерии (оси), выступающие исходным элементом в формировании структуры поселения и месторасположении его базовых активов.

Каждый уровень этой системы, обслуживаемый соответствующим центром, создает вокруг себя зону влияния для периферийных поселений, заинтересованных в налаживании с центром кооперационных связей.

Характерным примером такой кооперации является концентрация в центрах крупных предприятий, торговых комплексов, складских помещений, привлекающих внимание хозяйствующих субъектов и населения периферийных поселений. Чем ниже в иерархической цепочке градостроительной системы располагается центр, тем ниже степень его влияния, тем слабее выражена зависимость периферии. Качество зрелости градостроительной системы заключается в планомерности распределения экономического влияния между иерархическими уровнями путем рассредоточения объектов с упорядоченными нормами дистанционного обслуживания.

На региональном уровне оценка качества рассредоточения поселений разных типов в границах региона может быть оценена на основе использования правила «ранг — размер», в соответствии с которым степень экономического влияния поселений в границах региона должна убывать по мере последовательного снижения численности населения от поселения высшего ранга к низшему.

 

Так, если в границах региона сосредоточены три города с численностью населения 500 тыс. чел., 200 тыс. чел. и 80 тыс. чел., то такое распределение может быть формальным основанием для последовательного и планомерного рассредоточения экономического влияния городских поселений в пространстве всего региона. Если же в регионе превалирует один крупный город, тогда как остальные поселения, расположенные далеко за его границами, не могут выступать самостоятельными центрами, то имеется серьезная угроза превращения такого региона в экономическую пустыню, в которой малонаселенные поселения имеют мало шансов на выживание.

Выбор центра на муниципальном уровне представляется сложным проектным решением, которое зависит от численности населения входящих в группу населенных пунктов и расстояния между ними. В России население малочисленных сельских населенных пунктов крайне разрежено в пространстве: расстояние между ними может составлять десятки километров. Вследствие этого возникает проблема размещения органов публичной власти, центра, способных покрыть все пространство разбросанных по территории малочисленных поселений. Как правило, статус центра обретает более благоустроенное поселение с большей численностью, имеющее наивысшую пространственную доступность.

Общегородской центр (центр населенного пункта) является важным элементом планировочной структуры на поселенческом уровне. В центрах поселений, как правило, сосредоточены административные учреждения, большая часть градообразующих предприятий и рекреационные зоны. Чаще всего он располагается посередине территории города, а при наличии водоема тяготеет к нему. В городах формируется система иерархически выстроенных центральных мест, включающих центры планировочных районов (зон), жилых и промышленных районов, зон отдыха, торговобытовые центры повседневного пользования, медицинские, учебные, спортивные и другие центры, которые могут располагаться в пригородной зоне. Величину, количество, состав и расположение городских общественных центров определяют с учетом размера города и функционально-планировочной организации территории.

Другими элементами планировочной системы являются основные планировочные оси — главные магистрали. На региональном уровне закладываются транспортные коммуникации, обеспечивающие перемещения между всеми районными центрами и городами. На уровне поселений центральная часть, как правило, располагается на пересечении транспортных коммуникаций местного значения. Общегородской центр является организующим ядром для всего города и должен быть удобно связан с остальными центрами тяготения, системой общественных и специализированных центров. В общегородском центре в зависимости от размеров и планировочной организации формируется система взаимосвязанных общественных пространств (главных улиц, площадей, пешеходных зон), составляющих ядро города.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: