1. При какой температуре следует вести технологический процесс, связанный с применением жидкостей, для обеспечения его пожаробезопасности?
a. ниже НТПР на 5 0С или выше ВТПР на 10 0С;
b. ниже НТПР на 10 0С или выше ВТПР на 15 0С;
c. температура технологического процесса должна быть равна НТПР.
2. Какая из ниже перечисленных жидкостей наиболее пожароопасна?
a. ацетон (НТПР = -18 0С, ВТПР = 6 0С);
b. бензин (НТПР = -350С, ВТПР = 17 0С);
c. 1,4-дихлорбензол (НТПР = 650С, ВТПР = 950С).
3. Как называется наименьшая температура горючего вещества, при которой в условиях специальных испытаний вещество выделяет горючие пары или газы с такой скоростью, что после их зажигания возникает устойчивое горение?
a. температура взрыва;
b. температура вспышки;
c. температура самовозгорания;
d. температура воспламенения;
e. температура кипения.
4. Как изменяется взрывчатость торфяной пыли с увеличением влажности воздуха?
a. интенсивность взрыва увеличится;
b. интенсивность взрыва уменьшится.
5. Какой из ниже перечисленных факторов не влияет на взрывчатость аэровзвесей?
a. мощность источника зажигания;
b. начальная температура пылевоздушной смеси;
c. объем помещения;
d. дисперсность пыли
6. Какая из указанных ниже пылей более взрывоопасна?
a. мучная пыль – НКПР – 30,2 г/м3,
b. угольная пыль – НКПР – 114 г/м3;
c. эбонитовая пыль – НКПР – 7,6 г/м3.
7. НКПР сенной пыли равен 55,4 г/м3, к какому классу пожароопасности она относится?
a. особо взрывоопасные;
b. взрывоопасные;
c. пожароопасные;
d. особо пожароопасные.
8. НКПР молочного порошка равен 80 г/м3, к какому классу пожароопасности относится данная пыль?
a. особо взрывоопасные;
b. взрывоопасные;
c. пожароопасные;
d. особо пожароопасные.
9. Укажите наиболее важные свойства пыли, влияющие на ее пожарную опасность.
a. дисперсность (измельченность);
b. склонность к электризации;
c. химическая активность;
d. токсичность;
e. адсорбционная способность.
Перечень литературы и учебно-методических материалов
Для самостоятельной подготовки по теме
Основная:
1. ГОСТ - 12.1.044.- 89. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения. М. Издательство стандартов. 1990.
2. Корольченко А.Я. Процессы горения и взрыва. – М.: Пожнаука, 2007. – 266с., ил. (стр. 177 – 186, 201 - 223).
3. Корольченко А.Я., Корольченко Д.А.. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения. Справочник: в 2-х ч. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Асс. Пожнаука, 2004. – Ч.I. – 713 с.
Дополнительная:
Марков В.Ф., Маскаева Л.Н., Миронов М.П., Пазникова С.Н. Физико-химические основы развития и тушения пожаров: Учебное пособие для курсантов, студентов и слушателей образовательных учреждений МЧС России / Под ред. Маркова В.Ф.. Екатеринбург: УрО РАН. 2009.
5. Расчетно-аналитические зависимости для решения задач по курсу «Теория горения и взрыва»: справочный материал / сост. Батов Д.В., Мочалова Т.А., Петров А.В.. – Иваново: ООНИ ИвИ ГПС МЧС России, 2008. – 35 с.
Тема 5. Типы взрывов, классификация взрывов
Цель: изучить классификацию взрывов по плотности вещества и типам химических реакций, раскрыть особенности распространения ударных волн в различных средах, изучить параметры взрыва. Сформировать навыки расчета давления и температуры взрыва при взрыве газовоздушных смесей в закрытом объеме.
Учебные вопросы:
1. Классификация взрывов по плотности вещества и типам химических реакций.
2. Энергия и мощность взрыва. Форма ударной волны. Длительность импульса.
3. Расчет давления при взрыве и температуры взрыва