Уважаемые студенты, сначала изучите представленный ниже материал, затем приступайте к разработке календарно-тематического плана (КТП)

Планирование учебно-воспитательной
деятельности

 

К началу учебного года каждый учитель обязан представить на подпись администрации календарно-тематическое планирование по своему предмету, которое разрабатывается на основе рабочей программы.

Планирование своей работы и будущей деятельности учащихся – это основа научной организации процесса обучения. Календарно-тематический план может составляться на год, полугодие, четверть, все зависит от того, как принято в учебном заведении. Единой, строго обязательной формы календарного плана
не существует, поэтому учитель может выбирать ту, которая удобна лично для него. Пример структуры календарно-тематического плана по технологии представлен в Приложении 1, с. 237.

Независимо от формы существует ряд моментов, которые при перспективном планировании работы должны присутствовать:

1. Необходимо учитывать логическую последовательность и взаимосвязь уроков.

2. Из программы выделяют круг теоретических сведений (технологических вопросов), с которыми учитель планирует ознакомить учащихся, а также практическую и самостоятельную работу. При перспективной подготовке к занятиям представляется возможным наметить и определить, какими средствами располагает педагог для иллюстрации материала. При необходимости можно изготовить или приобрести недостающие таблицы, плакаты, учебные фильмы, слайды или учебную литературу.

3. Особое внимание следует уделить выбору объектов труда. Необходимо проанализировать трудоемкость выполнения того или иного изделия, уровень сложности, соответствие программе, уровню знаний и умений учащихся, их возрастным возможностям; предусмотреть вариативность в изготовлении, наличие оборудования, инструментов, материала.

Опыт и практика показывают целесообразность перспективного планирования резервных (заменяемых) объектов труда (на случай возможного отсутствия материала и т.п.). Во всяком случае, если учитель заблаговременно знает, какое изделие будут изготавливать школьники, то он имеет долгосрочную возможность подобрать (сделать) эталонный образец, необходимый для демонстрации на уроке, составить требуемую техническую документацию, продумать и опробовать технологическую последовательность изготовления.

4. В планах может присутствовать графа «Дата проведения». В нагрузке школьного учителя чаще всего запланированы занятия в нескольких параллельных классах, которые могут проводиться по одной теме в разные дни недели. Поэтому в календарно-тематическом плане целесообразнее записывать, например, «2-я неделя октября» и т.п. Программа по технологии рассчитана на 68-70 часов по 2 часа в неделю. Но в течение учебного года некоторые занятия пропадают за счет праздников, каникул. Распределение учебного материала по датам поможет учителю наиболее оптимально спроектировать изучение материала.

Составленный календарно-тематический план не исключает систематической работы по его улучшению и совершенствованию. В ходе его реализации учитель, анализируя, в какой степени достигнуты цели изучения предыдущих тем и что надо сделать для лучшей организации последующих занятий, вносит дополнения, уточнения и изменения.

Опыт показывает, что чем детальнее продумано перспективное планирование, тем легче учителю составлять поурочные планы.

Непременным условием высокого уровня учебной работы педагога является хороший план-конспект урока. Разработать его можно лишь в результате тщательной подготовки каждого элемента занятия.

План входит в обязательную документацию учителя. Единой, канонизированной формы плана урока не существует – это творчество педагога. Но есть ряд этапов и элементов урока, дидактических аспектов, присутствие которых в плане необходимо. Структура комбинированного занятия по технологии представлена в Приложении 2.

Перед написанием плана урока учитель технологии может использовать общую дидактическую схему:

1. Определить объем учебного материала и его место
в системе занятий по данной теме.

2. Определить воспитательные возможности учебного материала.

3. Установить связь данного материала с тем, что было изучено по другим предметам; определить, в какой мере знания, получаемые учащимися на других уроках, могут быть использованы на уроке технологии – межпредметная интеграция.

4. Подобрать учебно-наглядные пособия и ТСО по теме урока.

5. Определить методы и приемы обучения, форму урока, формы организации учебной деятельности, которые целесообразно использовать на данном уроке.

6. Наметить этапы урока, их продолжительность и логические связки между ними.

7. Продумать эффективные пути активизации мыслительной деятельности учащихся. Определить средства и методику создания проблемной и поисковой ситуаций на уроке. Выбрать содержание и формы самостоятельной работы учащихся.

8. Определить формы подведения итогов по отдельным этапам и по всему уроку в целом.

9. Наметить систему упражнений и методы их выполнения, предусмотреть типичные ошибки, допускаемые учащимися.

10. Спланировать записи и зарисовки на классной доске. Продумать формы использования учебника на уроке.

11. Разработать методику закрепления учебного материала по ходу или в конце урока.

12. Продумать методику контроля и учета знаний учащихся. Если необходимо, разработать критерии оценок.

13. Продумать связки, переходы от одного вида деятельности к другому; дополнительные задания в случае быстрого выполнения запланированного.

14. Определить содержание и объем домашнего задания, продумать рекомендации по его выполнению.

15. Предложить литературу для внеклассного чтения по предмету.

Молодому педагогу следует выработать привычку составлять планы основательно и добротно. Есть несколько практических советов, которые могут оказаться в данном случае полезными.

1. Планы лучше писать не в тетради, а на отдельных листах. Тогда, если какой-то элемент урока потребует переработки, его легко можно будет изменить.

2. Время, затраченное на этапы занятия, обязательно планируется из общего расчета 80–90 минут на сдвоенный урок.
В конспекте следует указать те эскизы, записи, формулы, проблемные ситуации и т.п., которые должны быть соотнесены
с определенным моментом занятия. Урок увлекает, и даже опытный педагог может упустить запланированный пример, если он не будет обозначен в плане.

3. План-конспект лучше выполнять в цвете. Выработанная привычка выделять важное цветом не позволит учителю забыть о каком-либо элементе.

4. Рекомендуется в конце каждого плана иметь две графы: «Замечания по уроку», «Поправки к ведению урока»! Тогда, осуществляя самоанализ урока, педагог может сразу учесть свои ошибки и не повторять их в будущем.

5. На отдельном листе, прилагаемом к плану-конспекту, целесообразно подготовить тот теоретический материал, который должен быть законспектирован учащимися. Кроме того, при планировании занятия необходимо подобрать дополнительный материал, который может понадобиться в случае быстрого выполнения учениками практического задания.

Конечно, только опыт и знания конкретной группы (класса) учеников помогут молодому учителю сделать правильный расчет времени на каждый вид работы, на отдых, вовремя скорректировать ход занятия. Надо помнить, что ни один урок не может абсолютно вписаться во временные рамки, предварительно намеченные для каждого этапа: многое зависит от складывающейся
на уроке ситуации. Поэтому педагог может пересматривать количество времени и саму структуру по ходу занятия. Урок следует заканчивать со звонком, не задерживая учащихся на перемене.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: