Для оценки стоимости проекта в отчете необходимо сформировать смету – документ, содержащий обоснование и расчет стоимости проекта. Все необходимые статьи затрат по проекту следует свести в таблицу. Каждая статья затрат должна быть обоснована или расчетами, или ссылками на какой-либо достоверный источник информации (нормативный документ, прейскурант, статью в научном журнале, интернет-ресурс и др.).
Оценка эффективности проекта
В этом подразделе КР в зависимости от характера проекта следует рассмотреть его либо макроэкономическую, либо бюджетную, либо социальную, либо коммерческую эффективность.
Макроэкономическая эффективность характеризует влияние проекта на национальную и региональную экономику, в частности, социальные и демографические результаты проекта.
Бюджетная эффективность в общем случае может трактоваться как превышение доходов бюджета любого уровня, возникающих в результате реализации проекта, над расходами, связанными с данным проектом.
|
|
Если проект носит коммерческий характер, то следует оценить его коммерческую эффективность. Для этого рекомендуется определить чистую приведенную стоимость и срок окупаемости проекта.
Чистая приведенная стоимость проекта представляет собой разность интегральных дисконтированных потоков чистых денежных поступлений и инвестиционных затрат. Данный показатель характеризует эффект от реализации проекта, приведенный к начальному моменту времени с помощью дисконтирования.
Срок окупаемости характеризует продолжительность периода, в течение которого проект будет работать «на себя». Срок окупаемости отражает связь между размером инвестиции и потоком чистых денежных поступлений. Под сроком окупаемости понимают продолжительность периода, в течение которого сумма потоков чистых денежных поступлений, дисконтированных на момент завершения инвестиций, достигнет суммы инвестиций.
Анализ рисков
В данном подразделе необходимо провести качественный анализ рисков, который предполагает выявление причин или источников возникновения рисков и описание характера воздействия рисков на проект. В общем случае нужно проанализировать следующие виды риска: рыночный, операционный, финансовый, правовой, кадровый, материально-технический.
В качестве примера в таблице 1 приведен пример результатов качественного анализа рисков проекта.
Таблица 1 – Перечень рисков проекта
Вид риска | Причина риска | Проявление риска |
Рыночный | 1.Снижение платежеспособности населения 2.Снижение цен конкурентами 3.Появление дополнительного альтернативного предложения | Падение спроса на продукцию и соответственно объемов продаж и чистой прибыли |
Операционный | 1.Недостатки проектных работ 2.Недобросовестность подрядчика 3.Сбои в поставке материалов, оборудования, сырья 4.Низкий уровень организации работ по проекту | Невыполнение календарного плана работ по проекту, снижение качества работ |
Финансовый | 1.Увеличение сметной стоимости работ по проекту 2.Несвоевременное финансирование проектных работ 3.Недостаток оборотных средств | Невыполнение календарного плана работ по проекту, потребность в дополнительном кредитовании, снижение уровня коммерческой эффективности проекта |
Правовой | 1.Изменение федерального или регионального законодательства 2.Нарушение договорных условий поставщиками и подрядчиками | Влияние на финансовые результаты проекта, нарушение сроков реализации проекта, расторжение договоров с поставщиками и подрядчиками |
Кадровый | 1.Трудности с подбором квалифицированных кадров 2.Текучесть кадров 3.Несоблюдение трудовой дисциплины | Увеличение затрат на подбор и подготовку кадров, дополнительные финансовые потери от нарушений трудовой дисциплины |
Материально- технический | 1.Нестабильное качество сырья 2.Отсутствие передовой технологии производства изделий 3.Рост цен на современное оборудование 4.Отсутствие резервных мощностей для случаев отказа оборудования | Снижение качества выпускаемой продукции и соответственно потеря рынков сбыта, снижение объемов продаж, невыполнение договорных обязательств |
|
|
Методические указания по выполнению раздела «Управление проектом»
Формирование команды проекта
В этом подразделе отчета следует сформировать состав проектной команды и сформулировать основные функции каждого члена команды. Типовой состав команды проекта помимо его руководителя включает:
- инженера проекта;
- администратора проекта;
- финансового менеджера;
- менеджера по персоналу;
- менеджера по качеству;
- менеджера по закупкам;
- администратора контрактов;
- ИТ-менеджера.
В каждом конкретном проекте состав команды должен быть уточнен, а функции членов команды конкретизированы. Некоторые из должностей типового состава могут оказаться избыточными, с другой стороны, может появиться объективная потребность введения дополнительных членов команды с соответствующими функциями.
Управление коммуникациями
Наиболее распространенными формами проектных коммуникаций являются:
- письменная (отчеты, письма, факсы);
- устная (переговоры, совещания, конференции);
- интернет-технологии (видеоконференции, корпоративные сайты, системы хранения данных).
Управление коммуникациями включает в себя следующие процессы:
- планирование системы коммуникаций;
- сбор и распределение информации;
- отчетность о ходе выполнения работ;
- документирование хода работ.
Конечным документом процесса формирования коммуникаций является план управления коммуникациями.
Управление качеством
Управление качеством в проекте включает ряд типовых процессов: планирование качества, обеспечение качества и контроль качества. В работе необходимо дать описание каждого из перечисленных процессов для конкретного проекта, т.е. пояснить, как будут реализовываться эти процессы в проекте.
Контроль проекта
Объектами контроля в общем случае являются: