Понятие и сущность оперативно – розыскной деятельности

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический институт

Кафедра «Правоохранительная деятельность»

Контрольная работа

По дисциплине «Основы оперативно – розыскной деятельности»

На тему «Общие задачи оперативно – розыскной деятельности»

Выполнил студент: Несяева А.С.

Группа: 17ЮДОП 8

_____________

Руководитель:

К.ю.н., доцент__________ Канунник А.И.

Работа защищена с оценкой __________________

Дата защиты __________________

2020

 

Содержание

 

Введение. 3

1. Понятие и сущность оперативно – розыскной деятельности. 4

2. Общие задачи оперативно – розыскной деятельности. 9

Заключение. 17

Список использованных источников. 19


 


Введение

  Актуальность оперативно – розыскной деятельности возрастает с каждым днём. Так как специфичность задач правоохранительных органов, осуществляющих данную деятельность напрямую связана с в обеспечением Конституционных положений. Например, «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией».[1]

В Российской Федерации совершается большое количество преступлений, об этом свидетельствует статистика министерства внутренних дел и других государственных органов. Причем, важно будет заметить не только количественный рост преступной деятельности, но и ее качественное развитие. Так, например, всё большее влияние на структуру преступности оказывают противоправные деяния в сфере информационно-телекоммуникационных технологий. Их количество выросло на 85,1% (в том числе тяжких и особо тяжких – на 123,7%), а удельный вес возрос до 21,7% от общего числа. Почти в 6 раз увеличилось количество преступлений, совершенных с использованием расчетных (пластиковых) карт.[2] Выделение и рассмотрение задач оперативно – розыскной деятельности выражает направленность в раскрытии преступности, а также обеспечивает достижение цели правоохранительных органов осуществляющих данную деятельность.

            Для рассмотрения данной темы необходимо поставить следующие задачи:

1) рассмотреть понятие и сущность оперативно – розыскной деятельности;

2) выделить общие задачи оперативно – розыскной деятельности;

3) раскрыть общие задачи оперативно – розыскной деятельности.

Понятие и сущность оперативно – розыскной деятельности

В настоящее время организованность и коррумпированность, появление новых способов совершения преступных действий (бездействий) являются одной из значимых проблем государства. Необходимость исследования оперативно – розыскной деятельности (ОРД) и круга её задач вызваны активным развитием преступности.

Часто лица, которые совершили преступно – наказуемое деяние стремятся скрыть следы преступления, посредством принятия некоторых способов и методов. Для того, чтобы обнаружить свидетельства имевшего место преступления, собрать необходимые доказательства и раскрыть преступление в структуру органов дознания входят подразделения, которые наделены полномочием осуществлять оперативно – розыскную деятельность. Оперативно – розыскная деятельность определяется Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности». Данный Федеральный закон понятие оперативно – розыскной деятельности рассматривает как: «вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».[3] Нельзя не заметить, что определение довольно полно и всеобъемлюще выражает сущность оперативно-розыскной деятельности. Вышеуказанный федеральный закон предоставляет право осуществлять ОРД гласно и негласно. Правоприменительная практика толкует возможность проведения гласных оперативно-розыскных мероприятий весьма расширительно, подменяя ими следственные действия.

Так, например, приказом МВД России от 1 апреля 2014 г. № 199 утверждены Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия в виде обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, а также перечень должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия в виде обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.[4] Указанная инструкция регламентирует действия должностных лиц при проведении гласного оперативного осмотра. Анализируя законодательно закреплённое понятие, можно выделить такой существенный признак как «осуществление ОРД посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий». В нормативно – правовых актах отсутствует регламентация понятия оперативно – розыскных мероприятий (ОРМ), однако в научной литературе находит место такое определение как: «условия проведения оперативно-розыскных мероприятий — это установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами либо выработанные и апробированные практикой, а также сформулированные теорией определенные правила, выполнение которых призвано обеспечить эффективное осуществление указанных мероприятий по достижению целей и решению задач ОРД при строгом соблюдении законности и других принципов названной деятельности».[5] Перечень ОРМ нашли своё отражение в ст. 6 Федерального закона Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности». Большинство авторов, рассматривая понятие оперативно – розыскной деятельности не согласны с данным определённым в законе понятием и выдвигают свою точку зрения на этот счёт. Так, Н. М. Кузьминых, обозначает, что остаётся непонятным, к каким действиям следует отнести засаду, задержание с поличным и другие, если они осуществляются в ходе ОРД, однако в законодательно закреплённый перечень ОРМ не входят.[6]В этот же перечень, по его мнению, возможным добавить разнообразные действия, проводимые в ходе различных этапов работы с лицами, оказывающими конфиденциальное содействие оперативным подразделениям. Это позиция кажется весьма логичной, так как действия ОРД должны быть законодательно закреплены и представляться в полном объёме мер.

Не соглашаясь с представленным в законе понятием ОРД, но подвергая анализ понятия критике, А.Г. Маркушин, выделяет сущность данного вида деятельности правоохранительных органов. Сущность ОРД – это прежде всего:[7]

1) особый вид государственной деятельности. Автор объясняет данный признак входящий в сущность ОРД тем, что Закон от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» допускает проявление частной детективной деятельности весьма схожей с оперативно-розыскной, но имеющая значительные отличия от неё;

2) эта деятельность осуществляется на основании, в соответствии и во исполнение Закона об ОРД;

3) проводится оперативными подразделениями, уполномоченными на то федеральным законом. Полный перечень органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность, законодательно определён в ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности».

4) осуществляется посредством проведения ОРМ. Их перечень дан в ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности». Данное означает, что изменение их наименований, дополнение или исключение из списка возможно только по закону. ОРМ – это сердцевина осуществления ОРД. ОРМ наиболее чётко формируют представление о данной деятельности. Поэтому отсутствие закрепления на законодательном уровне понятия «Оперативно – розыскные мероприятия» является одной из проблем несовершенства российского законодательства об оперативно-розыскной деятельности. Так как данное положение влияет на понимание правоохранительными органами своих действий, а за отсутствием понятия может возникнуть реальная угроза нарушения законности.

5) осуществляется гласно и негласно. Должностные, уполномоченные выступать от имени государственных органов, в зависимости от складывающейся ситуации проводят ОРМ гласно, зачастую для получения необходимой информации от представителей любых организаций, предприятий и учреждений вне зависимости форм собственности и используют результаты ОРД в соответствии с действующим законодательством. А негласный характер ОРД приобретает, как правило, когда необходимо обнаружить различные ухищения по маскировке преступных действий, установить орудия и средства совершения криминальных деяний, предметы, вещества, запрещённые в гражданском обороте (наркотики, оружие, взрывчатые вещества и т.п.)

Таким образом, оперативно – розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Данный вид деятельности имеет свои специфические черты и требует всё ещё доработки.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: