Закон в системе нормативно-правовых актов

По юридической силе они подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон – нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти (референдумом), обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) обладает высшей юридической силой, т.е. все другие правовые акты должны издаваться на основе и во исполнение закона, не противоречить и соответствовать ему;

3) порядок его подготовки и издания определяется конституциями и регламентами законодательных органов;

4)  регулирует наиболее важные общественные отношения.

 На территории России действуют следующие законы:

1. Конституция РФ – основополагающий учредительный закон, закрепляющий конституционный строй, главные правовые свободы человека и гражданина, форму правления и государственного устройства, устанавливающих систему федеральных органов государственной власти и основы местного самоуправления.

2. Законы РФ о поправках к Конституции РФ – этот вид законов прямо не называется в Конституции, но вытекает из ее текста, что и было подтверждено толкованием Конституционного Суда РФ статей 136 и 137 Конституции РФ.

3. Федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ (например, законы о Правительстве РФ, Конституционном Суде РФ и др.).

4. Обычные федеральные законы, которые издаются по различным экономическим, политическим и иным вопросам текущей жизни общества (например, Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»).

5. Законы субъектов федерации, которые принимаются их представительными органами в пределах своей компетенции и действуют только на соответствующей территории (например, закон Астраханской области «О нормативных и иных правовых актах органов государственной власти Астраханской области» от 25.01.95 г.).

 

Основные стадии законодательного процесса в Российской Федерации.

Процесс создания нормативных актов складывается из отдельных стадий. К первой стадии относится принятие решения компетентным органом (Государственной Думой и т.п.) о необходимости подготовки проекта нормативного акта, его издания, включения в план работы и т.п.

Следующей является стадия разработки проекта нормативного акта.  Государственная Дума, например, может поручить разработку проекта закона своим комитетам или Правительству РФ либо другим компетентным на то органам. На этой стадии происходят изучение общественного мнения, действующего законодательства, опыта других стран, составление первоначального текста проекта, проведение экспертной оценки проекта и т.п.  

Обсуждение проекта нормативного акта в правотворческом органе (например, на заседании Государственной  Думы) составляет самостоятельную стадию правотворчества. Здесь происходит заслушивание докладов и содокладов по проекту, а также внесение предложений, поправок и т.п.

Важной стадией правотворчества является принятие решения по проекту. Проект может быть отклонен, принят за основу в первом чтении или утвержден. Принятие решения, как правило, осуществляют с помощью голосования. При издании федеральных законов требуется одобрение принятых Государственной Думой актов Советом Федерации, а также подписание законов Президентом РФ (подробнее см.: ст. 84, 104-108 Конституции РФ). При издании иных нормативных актов эта стадия, как правило, отсутствует.

Заключительной стадией является официальное обнародование (оглашение, опубликование, доведение до адресатов в форме рассылки и т.п.) принятого нормативного акта. С этой стадией связан вопрос о введении нормативных актов в действие и вступление их в юридическую силу. Еще древние отмечали: закон не обязывает, если он не обнародован. В соответствии с п. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В настоящее время на федеральном уровне порядок обнародования принятых нормативных актов регулируется Законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания РФ», а также Указом Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

 Федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы подлежат опубликованию в течение 7 суток после дня их подписания Президентом РФ. Официальном опубликованием считается первая публикация их полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ».

Акты Президента РФ и акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в тех же изданиях в течение 10 дней после дня их подписания.

Нормативно-правовые акты министерств, ведомств и других федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» в течение 10 дней после дня их регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Официальными являются также тексты законов, актов Президента РФ, актов Правительства РФ и актов иных федеральных органов исполнительной власти, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

Порядок обнародования нормативных актов субъектов РФ регулируется специальными законами, принятыми законодательными органами данных субъектов.

Понятие и структурные элементы системы права.

Под системой (гр. – systema – букв. целое, составленное из частей) права необходимо понимать взятые в единстве и взаимодействии нормы, институты и отрасли права и способы внешнего их выражения (нормативные акты, нормативно-правовые договоры, юридические прецеденты и т.п.).

Основными элементами системы права являются нормы, институты и отрасли права, выраженные в соответствующих нормативных актах, их разделах, параграфах, пунктах и т.п.

Первичный элемент системы права – нормы права, закрепленные в соответствующих статьях нормативных актов (подробнее см. Главу 3).

Следующим элементом системы является институт права, под которым следует понимать внутренне и внешне обособленную часть отрасли права, которая обеспечивает регулирование определенного вида родственных общественных отношений.

Основными признаками института права будут следующие:

- он представляет собой структурную часть отрасли права;

- содержание института права составляет компактный комплекс более или менее однородных норм права;

- институт права формально обособлен и внешне выражен в отдельных разделах (5 раздел Семейного Кодекса РФ посвящен алиментным обязательствам членов семьи), главах (глава 31 ГК РФ закрепляет институт мены), параграфах (параграф 1 главы 42 ГК РФ обособляет институт займа);

- каждый институт имеет свой предмет правового регулирования, т.е. определенную разновидность общественных отношений, на которую воздействуют составляющие данный институт нормы права;

- все институты права имеют характерные для них понятия, термины, юридические конструкции. Например, для института хранения специфическим являются такие понятия и термины как «хранитель», «поклажедатель», «сохранная расписка».

Институты права можно подразделить на определенные виды. В каждой отрасли права существуют свои специфические отраслевые институты (институт купли-продажи в гражданском праве, институт гражданства – в конституционном праве и т.п.).

Следует выделять материальные и процессуальные институты. Первые наделяют субъектов правами и обязанностями, вторые – регулируют порядок и процедуру их реализации.

В зависимости от выполняемых функций институты права делятся на регулятивные и охранительные. Первые рассчитаны на регулирование правомерного поведения субъектов (институт купли-продажи, дарения и т.п.); в рамках вторых реализуются меры государственного и иного воздействия (юридической ответственности, пресечение и т.п.).

Следующим компонентом системы права является отрасль права, под которой следует понимать внутренне и внешне обособленную часть системы права, представляющую единый комплекс (подсистему) норм и институтов права, которая с помощью специфического метода регулирует определенный тип родственных общественных отношений.

Основные признаки отрасли права следующие:

- Она представляет собой внутренне и внешне обособленнуючасть системы права, определенную ее подсистему. Выделяют следующие отрасли права: конституционное, гражданское, административное, уголовное, трудовое, земельное, семейное, экологическое, финансовое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и др.

- Каждая отрасль права имеет свой предмет, т.е. определенный тип родственных отношений, на который направлено нормативно-правовое регулирование. Предметы правового регулирования составляют имущественные, трудовые, земельные, семейные и иные общественные отношения. Гражданская отрасль права, например, регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения (например, в сфере авторского и изобретательского права). Семейное право устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращение брака, признание его недействительным, регулирует личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи и т.п.

- Существенной чертой отрасли права является метод правовогорегулирования, под которым понимается совокупность способов юридического воздействия на общественные отношения. Для метода гражданского права главными являются равенство участников общественных отношений, их автономность (способность субъекта свободно формировать свою волю) и имущественная самостоятельность (возможность свободно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом); для административного права – способы властного подчинения одной стороны другой.

 - Каждая отрасль права имеет свои специфические нормы ипринципы права. Специфика отрасли отражается в ее исходных и руководящих началах – отраслевых принципах права. Так, для российского семейного права характерными являются: принцип добровольного брачного союза между мужчиной и женщиной, равенство прав супругов в семье, разрешение семейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (п.3 ст.1 СК РФ).

 - Специфическим для каждой отрасли являются и формы закрепления и выражения отраслевых норм, принципов и институтов. В конкретной отрасли права, как правило, имеется один – два основных ведущих юридических источника, в известной степени определяющих внешне ее своеобразие. В конституционном праве – это конституция и декларации, в трудовом праве – трудовой кодекс и коллективно-договорные соглашения, в семейном праве – семейный кодекс, в уголовном праве – уголовный кодекс и т.д.

- Каждая отрасль права формируется для выполненияопределенных задач и целей. Так, задачами уголовного права являются охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя России от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

- Отраслевые юридические понятия и термины и пр. – существенный признак данного структурного образования системы права. Для уголовного права характерными являются такие термины, как «преступление», «преступная небрежность», «уголовная ответственность» и др. Для административного права – «администрация», «административная ответственность» и др. Для уголовно-исполнительного – «отбывание наказания», «строгий режим», «осужденный» и др.

Таким образом, каждая отрасль права имеет свои специфические свойства и компоненты.

Правильное расположение норм и институтов права по отраслям имеет важное теоретическое и практическое значение, позволяет создавать стройную систему права, грамотно систематизировать (кодифицировать) нормативные акты, своевременно восполнять пробелы в законодательстве, оперативно находить и применять нужные юридические нормы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: