ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую грамотность, которая необходима специалистам многих современных отраслей производства, здравоохранения, сельского хозяйства, а также необходимо для успешной сдачи выпускного экзамена по биологии за курс основной школы. Однако знания, полученные учащимися при изучении биологических дисциплин в среднем звене, требуют систематизации.
Программа курса кружка рассчитана на 34 часа (1час в неделю). Содержание курса распределено на 2 раздела и 6 тем. Программа предназначена для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений.
Программа кружка а) по целевому назначению
углубленная - программа, обеспечивающая общее разностороннее развитие и формирование теоретических знаний и практических навыков в области биологии;
Б) по содержанию и видам деятельности
профильные (многопрофильные) – программа, содержащая одну образовательную область - биологию;
В) по степени авторства
|
|
авторская – программа, разработанная индивидуально на основе оригинального замысла и собственного педагогического опыта, не имеющая аналогов в системе внешкольного воспитания и обучения;
Г) по сроку реализации
одногодичная – программа, рассчитанная на 1 год обучения;
Д) по особенностям развития
специальная – программа, ориентированные на подготовку к ГИА по биологии.
Актуальность кружка состоит в том, что профильное биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую грамотность, которая необходима специалистам многих современных отраслей производства, здравоохранения, сельского хозяйства, а также необходимо для успешной сдачи выпускного экзамена по биологии за курс основной школы.
Цель: формирование системности знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам.
Задачи:
• повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии;
• формирование у учащихся, проявляющих интерес к биологии, прочных знаний основных понятий и закономерностей целого ряда биологических дисциплин: ботаники, зоологии, морфологии, физиологии, общей биологии;
• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
• формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
|
|
• развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
• подготовка к сдаче экзамена по биологии.
Программа построена с учетом изучения общих биологических закономерностей разных биологических систем: организменной и надорганизменной, а также с учетом изучения идей, гипотез и теорий о целостности, системности природы, ее эволюции, в которых живые системы характеризуются как целостные, способные к саморегуляции и саморазвитию. Это будет способствовать формированию у школьников способности к критическому мышлению, терпимости к разным точкам зрения, а также приведения в систему биологических знаний.
На занятиях курса, которые проводятся в форме лекций, практических работ учащиеся будут отрабатывать навыки и умения работы с натуральными объектами, муляжами, микропрепаратами, микроскопом, коллекциями.
Методика проведения занятий нацелена на формирование у учащихся учебно-информационных умений (составлять конспекты, схемы, таблицы, излагать свою точку зрения), учебно-логических умений (анализировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять), работать с различными источниками информации.
Оценивание учащихся на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала повышенной сложности. В конце курса предусмотрено итоговое тестирование по материалу, пройденному в течение учебного года, в виде пробного экзамена.
Программа строится на основе следующих принципов:
- равенство всех участников;
- добровольное привлечение к процессу деятельности;
- чередование коллективной и индивидуальной работы;
- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Организационные условия реализации программы
· особенности группы обучающихся - возраст 15-17 лет, уровень развития - разный, круг интересов - естественнонаучные дисциплины.
· общее количество часов - 34;
· периодичность и продолжительность занятий – каждую среду в 14-30;
- нормы наполняемости группы – до 15 обучающихся;
- организационные формы - групповая, индивидуальная;
- ресурсное обеспечение (материально-техническое):
· Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания.
· Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.
Технические средства обучения:
· Персональный компьютер - рабочее место учителя
· Интерактивная доска
· Проектор
· Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования
· Стенды
Методические условия реализации программы
Типы занятий:
- комбинированный;
- усвоение новых знаний;
- применение полученных знаний и умений на практике;
- закрепления, повторения;
- итоговое.
Формы организации учебного занятия:
* кружковое занятие;
* лекция;
* заочная экскурсия;
* тестирование;
* диспут.
Ц енностные ориентиры содержания программы
В результате освоения программы обучающиеся на ступени основного общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
|
|