ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Содержание
1. Объект, субъект, предмет изучения специальной педагогики……..…2
2. Цель и задачи специальной педагогики………………………….….…3
3. Основные понятия специальной педагогики…………………….….....3
4. Предметные области специальной педагогики……………………..…5
5. Связь специальной педагогики с другими науками………….……..…5
6. Принципы специальной педагогики…………………………………....6
7. Причины отклонений в развитии………………………………………12
8. Дети с ограниченными возможностями здоровья……………………..18
А. Определение понятий недуг, ограниченные возможности, инвалидность (недееспособность), дети с ОВЗ, категории детей с ОВЗ…………………18
Б. Дети с нарушениями слуха……………………………………………….19
В. Дети с нарушениями зрения ………………………………………...…...22
Г. Дети с нарушениями речи………………………………………………...23
Д. Дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети)………....24
Е. Дети с задержкой психического развития (ЗПР)……………………….25
|
|
Ж. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата…………….......27
З. Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы…………...……….29
И. Дети с множественными нарушениями………………………….……..30
9. Виды учреждений для детей с ОВЗ………………………………...….32
10. Работа психолого-медико-педагогической комиссии………………..44
11. Гуманизация общества и системы образования как условие развития специальной педагогики. Инклюзивное обучение…………………….49
ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.
На протяжении многих лет вопросы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии интегрировались в рамках дефектологии.
С 90-х годов XX века началось самостоятельное развитие двух научных направлений: специальной педагогики и специальной психологии.
Специальная психология изучает причины, сущность и закономерности отклоняющегося (нарушенного) психического развития, психологические особенности детей с недостатками в развитии познавательной деятельности и эмоционально волевой сферы, личности.
Специальная педагогика является составной частью педагогики, одной из ее ветвей и разрабатывает теоретические и прикладные аспекты специального (особого) образования и воспитания лиц с недостатками в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.
Объектом специальной педагогики является процесс специального образования лиц с особыми образовательными потребностями.
|
|
Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.
Предмет изучения специальной педагогики выступают вопросы теории и практики специального обучения и воспитания; принципы, содержание и методы коррекционно-педагогической работы, направленной на преодоление недостатков в развитии детей в целях их социальной адаптации и интеграции в общество.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.
Цель специальной педагогики – это разработка теоретических и практических вопросов специального образования, направленного на социализацию и самореализацию лиц с недостатками психического и (или) физического развития.
Специальная педагогика решает широкий круг задач.
К теоретическим задачам относятся:
• Разработка теоретико - методологических основ специального обучения и воспитания.
• Разработка принципов, методов и содержания обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
• Изучение существующих педагогических систем образования лиц со специальными образовательными потребностями.
• Исследование, разработка и реализация педагогических средств предупреждения и преодоления отклонений в развитии у детей.
К практическим задачам относятся:
• Разработка вопросов организации педагогического процесса в различных типах специальных образовательных учреждений.
• Разработка специальных педагогических технологий, образовательных и коррекционно развивающих программ.
• Разработка программ профориентации, профессиональной подготовки, социально трудовой адаптации лиц с отклонениями в развитии.
• Обобщение передового педагогического опыта.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Специальная педагогика имеет собственную терминологию, которая
терминов, используемых в области специального образования.
Специальное образование – дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.
Дети (лица) с особыми (специальными) образовательными потребностями – дети, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
Недостаток – физическое или психическое нарушение, подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-экспертной комиссией в отношении взрослого.
Физический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.
Психический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально - волевой сферы (в том числе аутизм), последствия повреждения мозга (в том числе умственная отсталость, задержка психического развития), создающие трудности в обучении.
Сложный недостаток – совокупность физических и (или) психических недостатков.
Тяжелый недостаток – физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки.
|
|
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение –образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные образовательные условия – условия обучения и воспитания, без которых невозможно или существенно затруднено освоение общеобразовательных и профессиональных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Компенсация психических функций –это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит за счет развития осязания, т. е. деятельности двигательного и кожного анализаторов.
Термин коррекция может относиться либо к отдельным технологическим компонентам специальной педагогической помощи, направленной на преодоление какого либо недостатка (например, коррекция нарушений письма у детей), либо к социальной и образовательной среде (например, коррекционно-развивающее обучение).
В тесной связи со специальным образованием часто употребляется термин реабилитация – это комплекс мер медицинского, социального и образовательного характера с целью восстановления нарушенных функций. Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии применяется термин абилитация, т. к. по отношению к этому возрасту можно говорить не о возвращении способности к чему либо, а о первоначальном ее формировании.
Специальная педагогическая помощь – деятельность специально подготовленных педагогов в специально созданных педагогических условиях (развивающая среда, особое содержание, методы и формы обучения и воспитания), обеспечивающая индивидуальное развитие ребенка с особыми образовательными потребностями.