Время приравнивается к универсальному эквиваленту: "время – деньги".
Современное общество характеризуется: особой ценностью, придаваемой времени; всеохватывающий дефицитом, нехваткой времени.
Пустое время провождение - форм социальной девиации, ассоциируется осуждаемыми праздностью, непродуктивностью, расточительством.
Современное общество:
· Измерение времени
· Построение временных стратегий - кратко-, -средне- и долгосрочных стратегий
Симон Кордонский: "Россия, как территория аномии". Обращает внимание на то, что картинка, кот. создается СМИ или статистикой далека от реалий. Полагает, что вопрос о присоединении Крыма не столько в том, как трактует его СМИ, как позволило россиянам о своих территориальных предоставлениях. Нет линейного времени, проецированного на будущее. Будущее воспринимается как повторение хорошего прошлого.
· модель, в которой конечной субстанциональной основой общества выступает материальное производство, а субъектом - конкретно-исторический человек. Поэтому социальное время задается и подчиняется ритмам производства, четко делится на рабочее и свободное, а восприятие времени человеком является страдательным по отношению к объективному социальному времени. Эта модель реализуется в большом количестве работ социологов и экономистов о бюджетах времени, различиях в организации времени различных социальных групп, в социологии досуга и свободного времени;
|
|
· модель исторического времени, идущая от Г.Зиммеля. Она рождена необходимостью зафиксировать не только повторяемость, длительность, ритм общественных явлений и процессов, но и их уникальность и неповторимость;
· модель, в которой объективное социальное время рассматривается в единстве с отражением его в сознании человека (эта модель реализуется, прежде всего, в концепции О. Шпенглера, в которой переживание времени понимается как формообразующий принцип культуры);
· пульсирующий характер культурного процесса отражен в концепции Ж. Гурвича и Ф. Броделя;
· модель, в которой время понимается как основной механизм, с помощью которого культура, социальные институты и структуры взаимо согласовываются в своем существовании и действии. (Э. Дюркгейм и его школа).
- Бюджет и баланс времени.
П. А. Сорокин: «Изучение бюджетов времени и социокультурное время».
Бюджет времени - метод статистико-социологического исследования реального поведения людей, отражаемого в показателях времени
С. Г. Струмилин (1877-1974) - совет. экономист и статистик. "Бюджет времени русского крестьянина", "БВ русского рабочего в 1922 г." Бюджет времени - не только метод изучения реального поведения людей, это одна из конкретных форм социального времени.
|
|
Распределение фонда времени (сутки, неделя и т.п.) по видам деятельности. Способ изучения реального поведения людей, отражаемого в показателях времени.
Структура БВ - структура видов деятельности соц. гр. рассчитывается в среднем на 1 человека как представителя гр. за сутки или неделю.
Различают БВ:
· Индивидуальный
· Средний
· Общественно-необходимый
· Рациональный
· Нормативный
· Перспективный
Баланс времени (БВ):
· Распределение (и использование) времени социальной общности (трудового коллектива, населения, города, региона, страны) по видам деятельности за определённый период (часто год)
· Статистически: сумма БВ лиц, входящих в исследуемую совокупность
· Исследование баланса времени латвийской республики в составе СССР (1976) в интересах рационального использования фонда времени населения
БВ не даёт картины участия разных групп населения в тех или иных видах деятельности. БВ даёт общую картину распределения всего фонда времени населения по различным видам деятельности.
Бюджет времени - это баланс времени, рассчитанный на одного человека. Баланс времени - это сумма бюджетов времени лиц, входящих в исследуемую совокупность.
3 типа БВ:
1. Общие - рассчитываются для всей совокупности видов деятельности всего населения.
2. Частные - для части видов деятельности всего и части населения территории.
3. Конкретные - для отдельных видов деятельности всего населения (образование, передвижение и др.).
По характеру различают: 1) фактический и 2) перспективный.
Бюджет времени - это распределение всего фонда времени суток (недели, месяца, года и т.д.) на различные виды деятельности, осуществляемые той или иной совокупностью людей. Средний бюджет времени имеет форму таблицы, в подлежащем которой приводится перечень видов деятельности, а в сказуемом - их продолжительность.
Методы изучения социального времени:
1. Дающие объективную картину распределения и использования времени: бюджет времени, баланс времени
2. Дающие субъективную картину распределения и использования времени: "не бюджетные" опросы о восприятии времени, отношения к нему, удовлетворенности использованием.
Бюджет времени:
· Одна из конкретных форм социального времени
· Распределение фонда времени по видам деятельность
· Способ изучения реального поведения людей, отраженного в показателях времени
· Структура бюджета времени - структура видов деятельности социальной группы
- Понятие социальной коммуникации, ее формы и функции.
Социальная коммуникация — передача сообщения от человека к человеку в процессе деятельности, осуществляемая с помощью материальных носителей – знаков.
Отдельное слово, стиль одежды, жест или произведение искусства могут быть знаками, символами, несущими сообщение, заключающими в себе смысл.
Информацию от одного человека к другому несут знаки целого ряда знаковых систем:
· Словесная
· Музыкальная
· Графическая (изобразительная)
· Кинетическая
Формы социальной коммуникации:
А) по характеру соц. субъектов, участвующих в коммуникации:
1. Автокоммуникация (интраличностная) - отправитель и получатель один и тот же субъект (ведение личного дневника, рефлексия)
Межличностная
3. Групповая (организации)
4. Массовая, в которой сообщение посылается из массового источника по массовому каналу и адресовано массовой аудитории (например, публикации в прессе, телевизионная передача)
5. Экстраличностная – взаимодействие не с людьми, а возможно даже с животными, но чаще всего с техникой (компьютерами, роботами)
Б) по способу связи социальных субъектов:
1. Непосредственная
|
|
2. Технически и социально опосредованная
В) по знакам, используемых при кодировании и декодировании информации:
1. Вербальная (речевая)
2. Невербальная
Г) по социальной организации разграничивают:
1. Формальная и неформальная
2. Стихийная и институциональная
3. Оносторонняя и двусторонняя
Эффекты коммуникации
· С временной точки зрения: краткосрочные и долгосрочные эффекты;
· В социально-психологическом плане: 1) усиление - усиление влияния ценностей на сознание и поведение человека; 2) малые изменения - индивид (аудитория) принимает транслируемое мнение, точку зрения при отсутствии своего; конверсия.
· С функциональной точки зрения, то есть совпадение или несовпадения искомых в коммуникации целей и достигаемых результатов. Функциональная коммуникация даёт явный и ожидаемый эффект. Дисфцнкциональная даёт скрытый и незапланированный эффект.
· Психологические эффекты: утилитарный, престижный, эмоциональный, эстетический и другие.
Информационная функция. Она представляет собой обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями, который совершается между коммуникантами.
Социальная функция. Она заключается в формировании и развитии культурных навыков взаимоотношения людей. Эта функция формирует наши мнения, мировоззрение, реакции на те или иные события.
Экспрессивная функция. Она означает стремление партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга.
Прагматическая функция: в ходе этой функции возникает необходимость прибегать как к побуждению партнера к выполнению какого-то действия, так и к запрещению каких-то поступков.
Интерпретативная функция. Она служит, прежде всего, для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний.
- Массовая коммуникация: понятие, основные характеристики.
Массовая коммуникация – в 1930 годах появился этот термин
Массовая коммуникация представляет собой преимущественно односторонний поток информации, адресованный большой по численности и разнородной аудитории, осуществляется с помощью технических средств, которые непрерывно совершенствуются для увеличения объемов передаваемой информации, облегчения ее восприятия, усиления эффекта воздействия.
|
|
Массовая коммуникация:
- проблематичность определения «коммуникация», не взаимодействие, а воздействие;
- коннотации определения «массовая», связь с теориями массового общества и массовой культуры.
Д.Мануэйл: МК - «идеальный тип», абстрактное гипотетическое понятие.
Слово «массовый» соотносится с публичностью, с реализацией массовых сообществ, также используются в частных случаях.
Признаки:
· Публичность, открытость - сообщение тиражируется в огромных количествах, становится доступным всем без каких-либо ограничений.
· Высокая степень частоты и быстрота передачи сообщения – выпуск газеты, интерес в том случае, если это свежая газета.
· Одновременность воздействия на различные группы аудитории, которые рассредоточены в пространстве.
· Косвенный (опосредованный) характер контактов общающихся сторон.
· Универсальный характер сообщений с элементами стереотипизации и стандартизации.
· Преходящий характер информации СМИ. Продукция СМИ нередко предназначена для немедленного, часто разового потребления.
· Институциональный характер МК. Она не мыслима без разнообразных технических средств, а также специальных организаций, занимающихся сбором, отбором, обработкой и распространением информации.
Функции массовой коммуникации. В 1948 г. Г. Лассуэлл выделил три основные функции массовой коммуникации: обозрение окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию; корреляция с социальными структурами общества, что можно толковать как воздействие на общество и его познание через обратную связь; передача культурного наследия, что можно понимать как познавательно-культурологическую функцию, функцию преемственности культур.
Социальная сущность массовой коммуникации: это — мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.
Массмедиа - масштабные организации, которые используют одну или несколько технологий.
Многие теоретики отмечали конфликт между массой и элитой. В массовом обществе люди своего рода марионетки, которые контролируются из центра, они думают и поступают одинаково, безвольные люди, которые испытывают потребность в руководстве. Атомом массового общества является человек.
Массовое общество:
1. Это совокупность обезличенных людей-марионеток, контролируемых из центра и поэтому думающих и поступающих одинаково.
2. Человек - атом, потерянный среди себе подобных.
3. Испытывает потребность в руководстве, в почитании полит. вождей.
4. Его отличает чувство стадности, некомпетентность, иррациональность.
5. СМИ являются средством организации, контроля и манипулирования, это рупор власти.
6. Общество интегрировано, но это нездоровая сплоченность.
Главный объект критики социологов - манипулирование массовым сознанием.
Односторонний поток информации, адресованный большой аудитории, он обеспечивается техническими средствами.
Коммуникация - равноправный обмен сообщениями. Массовая коммуникация - нет равноправия.
Понятия массовая коммуникация и масс-медиа - не одно и то же.
Масс-медиа - крупномасштабные, бюрократические, корпоративные по своей природе организации, которые используют одну или несколько технологий.
Новые телематические медиа - соединение телекоммуникации и информатики
Новые электронные медиа - множество технологий (передачи, миниатюризации, хранения, демонстрации, контроля) с широкими возможностями применения
- Линейная модель коммуникации Г.Д.Лассуэлла и ее критика.
Одним из основателей направления бихевиоризма в исследовании массовых коммуникаций, изучающего и объясняющего мотивы и факторы, влияющие на поведение людей, а также условия, необходимые для «рационального» социального планирования и контроля, является американский ученый Гарольд Дуайт Лассуэлл (Лассвел) (1902–1978).
Ему принадлежит формула, задающая определенный формат описания коммуникации: «кто и что говорит, по какому каналу, кому, с каким эффектом».
Эта формула является основой созданной Г. Лассуэллом однонаправленной линейной модели коммуникативного акта.
Линейная модель Г. Лассуэлла выглядит в современных условиях следующем образом:
· Кто говорит – коммуникатор.
· Что говорит – сообщение (его содержание).
· По какому каналу – вид канала коммуникации.
· Кому говорит – реципиент, получатель, аудитория.
· С какими последствиями – воздействие и его результаты.
Лассуэлл сформулировал три основные функции коммуникации в обществе:
1) Наблюдение над окружающим миром: эта роль масс-медиа позволяет индивиду видеть гораздо больше, чтобы узнавать о событиях во всем мире.
2) Корреляция ответа общества на события в окружающем мире: масс-медиа рассказывают индивиду как интерпретировать происходящие события.
3) Передача культурного наследия.
Лассуэлл в своей работе «Технология пропаганды в мировой войне» (1927) впервые изучил роль и направления использования средств массовых коммуникаций в интересах воздействия на общественное сознание населения и военнослужащих в ходе войны. Его концепция была определена как «теория волшебной пули». Лассуэлл рассматривал СМИ как средство формирования рационального общественного сознания, как «молот и наковальня социальной солидарности».
Модель Г. Лассуэлла не только получила большое признание в научном мире, но и стала главной парадигмой в изучении коммуникации. Удачная и лаконичная формулировка включает в себя как теоретические суждения, так и большое количество эмпирических данных.
Однако она не отражала всего спектра коммуникативных функций. В ней акцент был сделан на коммуникатора – он главный элемент коммуникации, в то время как получатель воспринимается лишь как объект его коммуникационного воздействия. Многие исследователи стали замечать эту односторонность и ограниченность коммуникации. Главным замечанием было то, что при осуществлении коммуникационного процесса не было никакой обратной связи от получателя информации.
В это время начали появляться новые теории коммуникации, в существующие стали вводить новые элементы. Так, к примеру, американский исследователь Ричард Брэддок дополняет структуру Лассуэлла двумя компонентами – это цель (для чего?), с которой выступает коммуникатор, и условия (при каких обстоятельствах?), в которых протекает коммуникация. В 1993 году ученые связи Денис МакКвейл и Свен Виндаль дали следующую характеристику модели Лассуэлла: "Возможно, это самое весомое слово в коммуникационных исследованиях."
Гринберг и Салвен в 2008 году признали, что в коммуникациях модель Лассуэлла получила широкое распространение, но в то же время отметили: "Хоть модель Лассуэлла привлекает внимание несколькими ключевыми элементами процесса коммуникации – она не значит больше, чем описание общих направлений исследования. Он не связывает элементы вместе с какой – либо специфичностью".
Двухступенчатый (многоступенчатый) потом коммуникации (П.Ф.Лазарсфельд, Б.Берельсон, Г.Годэ)
Наличие двух ступеней в процессе коммуникации
1. Информация, представ. распространяется от СМК к «лидерам мнения», как правило, неформальным.
2. И только от них к широкой и пассивной аудитории.
Интеракционистская модель Т.Ньюкамба.
А и B – индивид и общество. X – элемент окружающей среды.
X
| |||||
А
- Понятие коммуникационной революции. Черты и значение “новых медиа” и текущей коммуникационной революции.
"Коммуникационная революция" – радикальное преобразование одновременного технических способов передачи информации, а также соц. условия её распространения и потребления.
Выделяют след. революции:
-переход от непосредственного устного межличностного общения к письменности;
-возникновение массовой коммуникации; начинается с зарождением книгопечатания в сер. 15 в., утверждается в 17 в. с появлением прессы и достигает наивысшей точки развития с появлением электронных СМИ – радио, позже телевидения.
-очередная осуществляется в мире сегодня: новые формы коммуникации, основанные на двусторонних связях потребителей информации с общедоступными банками данных.
«Электронный дом» (электронный человек). 3 элемента:
1) Аудиовизуальная система – соединение ТВ, радио, видеомагнитофон.
2) Телефон.
3) Персональный компьютер, получающий / передающий информацию через телефонную сеть.
Усиливающаяся социальная атомизация, подъем культуры, конфликт между массой и элитой, угасании роли элит и наступление "тирании большинства", утверждение тоталитарных режимов.
СМИ обеспечивает атомизацию общества, но соц. теоретики видят в этом. Один источник информации тиражируют её миллионам людей.
Многие соц. теоретики говорили о нарастании конфликта между обществом и массовой коммуникации. В массовом обществе люди-марионетки, кот поступают одинаково.
Идеальный тип - обобщенный признак. Новые телематические медиа - соединение телекоммуникаций и информатики. Новые электронные медиа - множество технологий (передачи, миниатюризация)
Черты новых медиа в сравнении со старыми:
· Децентрализация
· Высокая мощность/емкость
· Интерактивность
· Компьютерные технологии
· Гибридный характер
· Сочетание частных и публичных функций
· Низкий уровень регулирования
· Транснациональный характер связей пользователей
Новые медиа - результат конвергенции технологий:
1)Телетекст - даёт доп. текстуальную информацию.
2)Видеотекст - обеспечение большой и разнообразной информации по телефонным сетям с предложением интерактивных услуг.
Функции медиа: информационная; установление отношения (объяснение событий, информации); обеспечение преемственности (коммуникативная); развлечение; мобилизация.
Неверно, что СМКсоздают массовое общество и массовую культуру.
Новая система СМК:
Существование и соединение:
• Централизованной системы широковещания
• Сеть других источников инфы
В результате - не массовая, а фрагментарная культура.
Много индивидуализированных субкультур, связанных системой МК.
Коммуникационный процесс и его структура.
Коммуникатор (источник инфы)
Коммуникатором может быть:
А) конкретная личность, функционирующая в рамках организации (журналист, ведущий, редактор, режиссёр, кинооператор)
Б) организация, действующая в рамках какого-либо социального института (редакция газеты или журнала, издательство, телецентр, радиостанция, студия кинохроники)