Тактические групповые действия в защите построены на сочетании разновидностей тактических индивидуальных действий. Они базируются на взаимодействии двух или трех игроков и подчинены решению оборонительных задач команды.
Среди способов взаимодействия двух игроков при игре в защите выделяют подстраховку, переключение и проскальзывание, а также упреждающее зашагивание, вытесняющий заступ, организацию группового отбора мяча и противодействие нападающим в численном меньшинстве.
Подстраховка подразумевает взаимопомощь и взаимовыручку партнеров при опеке ими нападающих, реально угрожающих корзине защищающейся команды. В оказании такой помощи, прежде всего, нуждаются защитники, противодействующие нападающему с мячом, центровому или лидеру атакующей команды. Подстраховка осуществляется соответственно либо защитником, находящимся в непосредственной близости от представляющего опасность нападающего (рис. 5), либо обороняющимся с дальней от мяча стороны площадиг (рис. 6).
|
|
Особенно эффективно это взаимодействие, когда оно упреждает действия нападающих, а не в случае, когда защитник уже обыгран и требуется экстренное спасение ситуации.
Рисунок 5. Рисунок 6.
Переключение – это целесообразные контрдействия двух игроков в ответ на попытку взаимодействия атакующих с использованием одной из разновидностей заслонов. Оно состоит в смене защитниками своих подопечных.
Особенно эффективно переключение, когда решение о нем принимает защитник, имеющий возможность лучшего обзора ситуации: при стационарном (неподвижном) заслоне – игрок, подопечный которого поставил заслон (рис. 7); при наведении – игрок, опекающий нападающего, на которого осуществляется наведение (рис. 8); при пересечении – игрок, чей подопечный является инициатором взаимодействия, т.е. проходит первым (рис. 9).
Рисунок 7. Рисунок 8. Рисунок 9.
Сигналом ддя взаимодействия защитников служит команда: «Смена!» – или любой другой условный звуковой сигнал игрока, инициирующего обмен подопечными.
Переключение является эффективным и логически оправданным, если оно проводится согласованно, решительно и защитники опекают приблизительно равных по уровню мастерства и физическим данным нападающих. Не рекомендуется, например, обмениваться подопечными центровому и разыгрывающему защитнику, так как это создает игровое преимущество атакующим.
Проскальзывание также является взаимодействием, направленным на нейтрализацию заслонов. Его применение целесообразно.
|
|
когда для защитников невыгодно использование переключений. Вместо обмена подопечными проскальзывание предусматривает действия, позволяющие игрокам обороны сохранить постоянство в опеке соперников. Это возможно несколькими способами: а) прорывом между двумя нападающими (рис. 10, а); б) прорывом между своим партнером и нападающим, ставящим заслон (рис. 10, б); в) прорывом за спиной своего партнера и нападающего, ставящего заслон (рис. 11).
Рисунок 10. Рисунок 11.
Первый способ более эффективен, но и более сложный по реализации. Его использование возможно при плотной опеке нападающего и требует от защитника хорошего контроля над ситуацией, стремительных и решительных действий.
При выполнении проскальзывания вторым способом успешность взаимодействия определяет своевременное отступание партнера на шаг назад от своего подопечного. Именно через освободившееся пространство прорывается за «своим» нападающим защитник, не позволяя ему получить позиционного перевеса. После прохода партнера отступивший назад защитник должен восстановить свою исходную позицию.
Для выполнения третьего способа проскальзывания игрок защиты, опекающий нападающего, который ставит заслон, жестко контактирует с ним корпусом (прижимается, «ложится на него»), а защитник, противодействующий наведению на заслон, совершает короткий рывок по направлению предполагаемого прохода за спиной у партнера и стремительно восстанавливает позицию на пути движения своего подопечного. Если нападающий, освобождающийся заслоном, владеет мячом, то существует угроза остановки и выполнения дистанционного броска через заслоняющего игрока. В этом случае защитник, противодействующий заслоняющему игроку, выпрямленной через его плечо рукой стремится активно помешать подготовке прицельного броска.
При встречном движении нападающих проскальзывать должен тот защитник, который следует за игроком с мячом.
При использовании активных форм противодействия заслонам, освобождающим нападающего с мячом, применяют упреждающее зашагивание, вытесняющий заступ и «двойное нападение» («ловушку»).
Тактические взаимодействия трех защитников направлены, главным образом, на нейтрализацию соответствующих взаимодействий трех нападающих: «тройки», «малой восьмерки», «скрестного выхода», «сдвоенного заслона», «наведения на двух игроков», а также на организацию «треугольника отскока» при борьбе за мяч на своем щите и противодействия нападающим в численном меньшинстве.
Эффективность тактических взаимодействий трех защитников базируется на должном уровне владения основами индивидуальных тактических действий и согласованности взаимодействий двух игроков при использовании подстраховки, переключения и проскальзывания.
Противодействие «тройке» состоит в оказании активного «давления» на игрока, готовящего атакующую передачу, а также в своевременном переключении защитников во время постановки заслона и плотной опеке нападающего, выходящего для получения мяча (рис. 12).
Рисунок 12. Рисунок 13.
Если же переключение невыгодно, то следует использовать либо проскальзывание, либо упреждающее перемещение защитника в обход заслона в направлении ожидаемого выхода нападающего – так называемое упреждающее зашагивание (рис. 13). В последнем случае защитник, сопровождающий нападающего, ставящего заслон, должен быть в готовности совершить активное вышагивание к освобожденному заслоном игроку атаки, если тот неожиданно остановится с получением мяча на дальних подступах к корзине, угрожая позиционным броском с дистанции. Далее без промедления оба защитника мгновенно восстанавливают свои оборонительные позиции по отношению к непосредственно опекаемым соперникам.
|
|
Чтобы повысить результативность взаимодействия игроков обороны и затруднить действия нападающим, защитник, оказавшийся в момент первой передачи на дальней от мяча стороне, обязан быстро реагировать на перевод мяча смещением (впрыгиванием) в его сторону отшагиванием от подопечного согласно принципам индивидуальной опеки нападающего без мяча.
Противодействие «малой восьмерке» осуществляется либо переключением (рис. 14), либо проскальзыванием игроков защиты (рис. 15). Переключение целесообразно, когда равные по силам защитники опекают потенциально равных нападающих. В противном случае применяют проскальзывание. Причем его должен производить защитник, опекающий потенциально наиболее опасного в каждый момент розыгрыша мяча нападающего, т. е. игрока, получающего мяч от дриблера. А другой защитник, чтобы избежать столкновения с партнером, выполняет своевременное отступание с последующим возвращением к опекаемому сопернику. Таким образом, при противодействии «малой восьмерке» проскальзыванием отступание постоянно приходится совершать защитнику, оказывающемуся в средней позиции, а его товарищ, перемещающийся с фланга, всегда пробивается за своим подопечным кратчайшим путем.
Рисунок 14. Рисунок 15.
Эффективным противодействием «малой восьмерке» является также организация группового отбора. Для этого средний защитник неожиданно преграждает путь нападающему, получившему мяч, и совместно с партнером, перемещающимся с фланга и непосредственно опекающим его, осуществляют активное «давление» на мяч. Успех такого взаимодействия зависит от согласованности и решительности действий игроков защиты.
|
|
Противодействие «скрестному выходу», прежде всего, предусматривает попытку воспрепятствовать передаче мяча центровому (рис. 16). С этой целью защитник, опекающий центрового, выдвигается перед ним со стороны мяча. Ему может оказать помощь партнер, противодействующий игроку без мяча. Он должен быстро отступить от своего подопечного и занять позицию перед центровым соперников. Третий защитник также смещается ближе к середине площадки.
Если же передача центровому проходит, крайние защитники могут отступить назад и встать на одну линию с ним, упреждая его активные действия и возможное наведение (рис. 17). Когда же и этот контрманевр заблаговременно не удался, то остается только сопровождать своих подопечных, стремясь проскользнуть за ними через заслон при наведении или переключиться в момент пересечения (рис. 18). Причем защитники должны прорываться внутрь и оказаться в позиции ближе к мячу, чем их новые подопечные.
Рисунок 16. Рисунок 17. Рисунок 18.
Противодействие «сдвоенному заслону» или «наведению на двух игроков» (рис. 19) также базируется на равноценном обмене подопечными. Переключение совершают сопровождающие выходящего нападающего защитник и его партнер, занимающий ближнюю к возможной голевой передаче позицию.
Рисунок 19. Рисунок 20.
«Треугольник отскока» – взаимодействия для взятия отскока на своем щите, которые являются одним из основных компонентов тактики защиты. Для обеспечения овладения мячом после неудачного броска защитники обязаны отблокировать опекаемых нападающих. Особая роль отводится троим обороняющимся на ближних к корзине позициях. Они образуют так называемый «треугольник отскока», основанием направленный к щиту (рис. 20). С этой целью в момент броска каждый защитник делает встречный шаг в сторону своего подопечного с последующим его блокированием жестким предплечьем ближней руки и поворотом назад на ближней к ожидаемому направлению его движения ноге, а после этого устремляется на подбор.
Важно не поддаться на соблазн одновременно с выпуском мяча бросающим соперником перевести взгляд на корзину, чтобы посмотреть, удачен ли бросок. Недопустимо также сразу поворачиваться к щиту и на месте ждать отскока мяча. Следует, прежде всего, лишить возможности свободного маневрирования нападающих, отблокировав их как можно дальше от щита, и без промедления решительно идти к мячу.
Взаимодействия трех защитников в «треугольнике отскока» должны подкрепляться аналогичными действиями партнеров по обороне.
Изучение тактических групповых взаимодействий игроков в защите следует начинать после освоения групповых взаимодействий нападающих на базе усвоенных индивидуальных тактических действий против игрока без мяча и игрока, владеющего мячом.
Любое тактическое групповое взаимодействие защитников разучивается в такой последовательности:
1) рассказ и показ на схеме или демонстрационной доске взаимодействий нескольких игроков;
2) разучивание направления, характера перемещений и содержания действий каждого игрока непосредственно на площадке в условиях атакующих действий соперника в замедленном темпе;
3) воспроизведение взаимодействия против атакующих действий нападающих с ограниченной активностью и на контролируемой скорости, задаваемой педагогом;
4) то же, но против активных атакующих действий в игровых условиях на ограниченном участке площадки;
5) выполнение изучаемого взаимодействия в двусторонней учебной игре без каких-либо ограничений активности нападающих и защитников.