Ориентируемся в понятии

Психолого-педагогические основы организации обучения

В чем сущность концепции развивающего обучения?

Развивающее обучение — это ориентация учебного процесса на развитие потенциальных возможностей обучаемых. Основоположники данной концепции — И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л.С. Выготский.

В50-егоды ХХ века экспериментальное исследование проблемы развивающего обучения осуществлялось двумя научными коллективами, разрабатывающими теорию начального обучения детей: Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. Было определено, что развивающее обучение направлено на развитие теоретического мышления, восприятия, памяти и воображения — в сфере умственного развития детей; на развитие учебных интересов и отношения к изучаемому предмету — в эмоциональной сфере; на сотрудничество с одноклассниками — в сфере личностного развития ребенка.

В дошкольной педагогике идеи развивающего обучения начали разрабатываться в 20–30-егоды (Е. И. Тихеева),50–80-егоды ХХ века(А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Ф. А. Сохин, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, В. И. Логинова, В. Т. Кудрявцев и др.).

На каких положениях базируется теория развивающего обучения детей дошкольного возраста?

1. Цель обучения — это развитие у ребенка образных форм познания мира —наглядно-образногомышления и творческого воображения как наиболее характерных для дошкольного периода детства (А. В. Запорожец), познавательной активности и любознательности, эмоциональночувственного опыта.

2.Включение в содержание обучения богатой картины мира и элементарных понятий об окружающей действительности. Картину мира составляют представления о людях, их отношениях, мире предметов

итрудовой деятельности, природе и искусстве. Дети могут освоить элементарные понятия об окружающей действительности, представленные в образной форме, — системные знания (Н. Н. Поддьяков, В. И. Логинова) и разнообразные способы познания (сенсорный анализ, экспериментирование, построение и использование наглядных моделей и др.).

3. Организация учебно-познавательнойдеятельности строится на основе решения ребенком широкого круга проблемно-игровых задач (развивающие игры, проблемно-игровые ситуации, творческие задания), побуждающих ребенка занять позицию субъекта деятельности. Творческие способности ребенка интенсивно развиваются в детском экспериментировании, в котором ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на разнообразные предметы или объекты с целью их познания.

4.Педагог организует сотрудничество с детьми, используя как прямые, так и косвенные способы: «провоцирующие действия», совместное разрешение проблемных ситуаций, создание обстановки психологического комфорта, положительную оценку достижений, способы педагогической поддержки, направленные на оказание помощи ребенку, испытывающему определенные затруднения, снятие у него эмоционального напряжения.

5.Особенности взаимодействия дошкольников, характеризующиесясовместно-индивидуальнымсотрудничеством, где связь выражена как«цель—результат»(в процессе лепки, аппликации, ручного труда, декоративного рисования);совместно-последовательнымсотрудничеством, подразумевающим принятие общей цели, последовательное выполнение действий участниками (по типу конвейера), взаимной регуляции;совместно-взаимодействующеесотрудничеством — работой в парах и микрогруппах, взаимодействием между ними в процессе создания общего продукта деятельности; взаимодействие осуществляется на основе проблемной ситуации, требующей взаимосвязи детей (в процессе образовательных ситуаций математического, экологического, речевого развития; например, пересказ по эпизодам, творческое рассказывание по ролям и др.).

6. Результатом развивающего обучения становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию, способность к учебно-познавательному сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.

Что такое теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина)?

Эта теория значима для организации обучения дошкольников, так как обучение, как правило, начинается с предметного восприятия.

Действие, прежде чем стать умственным, обобщенным и сокращенным, проходит ряд этапов. Рассмотрим данные этапы на примере освоения детьми сенсорных эталонов формы.

1.Этап знакомства с новым действием — перед ребенком раскрывается ориентировочная основа действия. «Как отличить круг и квадрат?» (наличие/отсутствие уголков).

2.Этап выполнения действия в материальном виде — действие выполняется во внешней форме с развертыванием всех входящих в него операций. «Прокати: катится — не катится?»

3.Этап формирования действия как внешнеречевого — все элементы действия представлены во внешней речи, действие развернуто, не обобщено. «Что нужно сделать, чтобы узнать, какая из фигур круг,

акакая квадрат? Прокати».

4.Этап формирования действия во внешней речи про себя — действие выполняется беззвучно, как проговаривание про себя. «Вспомни, что нужно сделать, чтобы узнать форму геометрической фигуры».

5.Этап формирования действия во внутренней речи — действие интериоризуется. «Как ты думаешь, какая это фигура: круг или квадрат?»

Далее ребенку достаточно беглого взгляда на геометрические фигуры для установления их формы.

 

Принципы обучения детей дошкольного возраста

Что такое принципы обучения? В чем своеобразие применения принципов обучения в детском саду?

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ

Принципы обучения — это исходные положения, определяющие особенности функционирования всех компонентов процесса обучения. В основе обучения детей в детском саду лежат исходные принципы дидактики. Их использование опосредовано возрастными психофизиологическими особенностями и возможностями детей дошкольного возраста. Принципы делятся на две большие группы: принципы, определяющие особенности содержания обучения детей дошкольного возраста, и принципы, определяющие организацию процесса обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: