Работа по учебнику №74 (с. 15).
(Первые два примера - коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, остальные — самостоятельно. Два ученика работают на откидной доске. Самопроверка, самооценка.) № 75 (с. 15).
— Прочитайте задачу.
— Как узнать, на сколько одно число меньше или больше другого?
(На доске опорная схема.)
На? > или < — «—»
— Давайте сделаем краткую запись задачи. Что обозначает каждое число?
- Как вы понимаете выражения «в 3 раза больше», «в 3 раза меньше»?
Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет.)
— Что для этого надо знать?
— Запишите решение задачи самостоятельно.
(Проверка по образцу, самооценка.)
Решение: 48 • 3 — 48 = 96 (п.).
Ответ: в первом автобусе на 96 пассажиров меньше, чем во втором.
№ 76 (с. 15).
(Самостоятельное выполнение. Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помощницу с краткой записью.)
Было — 96 б.
Истратили - 8 • 10 6.
Осталось —?
(Проверка, самооценка.)
Решение:
1) 8- 10 = 80 (б.) - израсходовали;
2) 96- 80= 16(6.).
> Ответ: после 10 дней похода останется 16 банок консервов.
|
|
VI. Физкультминутка
Кто там ходит влево-вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно И твердит: «Тик-так, тик-так».
(Руки на пояс, наклоны вправо и влево.)
А над ним сидит кукушка.
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точно сообщает.
{Руки согнуты перед грудью,
резкими рывками развести их в стороны.)
А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать,
Что уже пора вставать.
(Шаги на месте.)
VII. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№24, 26 (с. 9).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка.)
VIII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 15). Самопроверка по образцу.)
Ответы: 109, 209.
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 5 (с. 11-13).)
IX. Подведение итогов урока
— Какие примеры мы решали сегодня на уроке?
— У кого деление не вызывает затруднений?
— Кому еще трудно решать такие примеры?
Домашнее задание
Учебник: № 77, 79, 80 (по желанию) (с. 15).
Уроке 11. Диаграммы
Цели: познакомить со столбчатой диаграммой; формировать умения читать диаграммы и переводить их в таблицы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать диаграммы; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза; делать выводы; слушать учителя и выполнять его требования.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Задание на смекалку
— Переставьте одну палочку так, чтобы равенства стали верными. X — I = IV (V— 1 = IV)
|
|
1-111 = II (/=///-//)
Индивидуальная работа у доски
— Вычисли, выполнив запись столбиком.
249-2 433-2 218-4 304-3
— Найди площадь и периметр прямоугольника со сторонами 14 см и 7 см.
Математический диктант
(Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если нет - знак «—».)
1) Если 960 разделить на 3, получится 320.
2) 240 меньше, чем 720, в 3 раза.
3) Произведение чисел 450 и 2 равно 800.
4) Если 300 увеличить в 3 раза, получится 600.
5) Частное чисел 910 и 7 равно 130.
6) 900 больше 30 в 3 раза.
7) Если сумму чисел 23 и 17 увеличить в 2 раза, получится 800. Ответы: 1) +; 2) +; 3) —; 4) —; 5) +; 6) —; 7) —.
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
— Вычислите. Расставьте буквы в порядке возрастания соответствующих ответов и расшифруйте тему сегодняшнего урока.
649-40-9 9А) 482-60 9М)
3Х26-189Г) 560:7Х4 (А)
4+96:2(А) 8Х8-6Х7 (Д)
80:16Х9(И) 210:7Х4(Р)
260+70(М)
Ответ: ДИАГРАММА
— Кто знает, что это такое? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, что такое диаграмма, научиться строить диаграммы.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 16.
— Что такое диаграмма?
— Какие бывают диаграммы?
— Посмотрите на диаграмму и скажите, масса какого животного самая большая, самая маленькая. (Масса щенка самая большая, утки — самая маленькая.)
— Как вы это узнали? (Чем выше столбик, тем масса больше, чем ниже столбик, тем масса меньше.)
№ 81 (с. 16).
— Посмотрите на диаграмму и скажите, в каком классе больше всего детей. (Во 2 классе.)
— В каком классе меньше всего детей? (В 4 классе.)
— Что можете сказать о количестве учеников в 1 и 3 классах? (В них учеников поровну, потому что высота столбиков одинаковая.)
— Назовите масштаб рисунка. (1 клетка — это 4 человека.)
— Сколько человек в 1 классе? (24.)
— Как вы узнали? (Высота столбика 6 клеток, каждая клетка обозначает 4 человека, 4- 6 = 24.)
—
— Сколько человек во 2 классе? (4- 7 — 28.)
— Сколько человек в 3 классе? (4 - 6 = 24.)
— Сколько человек в 4 классе? (4 - 5 = 20.)
— Самостоятельно заполните таблицу.
— Сделайте вывод: что можно узнать по диаграмме? (Количество человек в каждом классе, на сколько в одном классе учеников больше или меньше, чем в другом.)
V. Физкультминутка
Ча-ча-ча-ча-ча-ча - (Трихлопка по бедрам.)
Печка очень горяча.
(Четыре прыжка на двух ногах.)
Чи-чи-чи-чи-чи-чи —
(Три хлопка над головой.)
Печет печка калачи.
(Четыре приседания.)
Чу-чу-чу-чу-чу-чу- (Три хлопка за спиной.)
Будет всем по калачу.
(Четыре прыжка на месте.)
Чо-чо-чо-чо-чо-чо —
(Три хлопка перед собой.)
Осторожно, горячо!
(Подуть на руки.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику №83 (с. 17).
— Посмотрите на диаграмму.
— Чему равен масштаб? Как вы узнали? (2 клетки — 20 см, значит, 1 клетка — 10 см.)
— Ответьте на вопросы. (1) Олег. 2) Рома взял высоту 110 см, а Юра — 100 см. 3) Олег прыгнул на 30 см выше Гены.)
VII. Рефлексия
Работа по учебнику №82 (с. 17).
— Посмотрите на диаграмму.
— Чему равен масштаб? (/ клетка — 3ученика.)
— Как вы определили? (12: 4 = 3.)
— Начертите таблицу и заполните ее.
Ответ
Класс | Количество учащихся |
1 | 15 |
2 | 18 |
3 | 21 |
4 | 12 |
Всего | 66 |
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Урок 13. Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 10ОО. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление»
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Числа от 1 к» 1000. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, \ миожение и деление».
Планируемые результаты: учащиеся научатся работать само- | юятельно; выполнять мыслительные операции анализа и синит, делать умозаключения; контролировать свою работу и ее результат.
|
|
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Контрольная работа
(Можно использовать КИМы: контрольная работа № 1 (с. 31—34); сборник самостоятельных и контрольных работ: контрольная работа по теме «Арифметические действия» (с. 16—18).)
III. Подведение итогов урока
- Какие задания вызвали у вас затруднения?