В психолого-педагогическом диагнозе указывается

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА№ 15

Дисциплина: Логопсихология

Тема: Проблемы психолого-педагогической диагностики психических процессов у лиц с речевой патологией

Цель: Практическая работа по изучению мышления у лиц с нарушениями речи ориентирована на решение следующих задач: овладение имеющимся учебным лекционным материалом; формирование навыков самостоятельной работы; закрепление, углубление и систематизация знаний, активизация познавательных процессов и учебной мотивации студентов при закреплении темы.

Теоретические вопросы (по материалам лекции и самостоятельной проработки литературы):

Общие принципы психологической диагностики.

1. Принцип соблюдения тайны (конфиденциальности). Данный принцип предполагает неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика.

2. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надежной, т. е. давала такие результаты, которым можно вполне доверять.

3. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию.

4. Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами

5. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.

6. Принцип комплексной диагностики - принцип сочетания различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагностического заключения.

7. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики.

                         

8. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик.

В самом общем виде психодиагностика – эта наука и практика постановки психологического диагноза. Термин «психодиагностика», распространившийся в психиатрии после появления книги Г. Роршаха «Психодиагностика» Термин «диагноз» начал пониматься как распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития и даже как определение состояния конкретного объекта (индивида, семьи, малой группы, той или иной психической функции или процесса у конкретного лица). Понятие «психодиагностика» распространилось и на профилактическое обследование индивидов и групп.

Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретико-психологических построений различных психологических направлений.

 

 

Современная психологическая диагностика – это психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения психологических и психофизических особенностей человека. Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики.

Выделяют 3 формы диагностики:

Индивидуальная форма – взаимодействие психолога и клиента один на один. Присутствие семьи на исследовании возможно, если не зависит от цели исследования. Если родители могут помешать, то нужно попросить их удалиться.

Групповая форма (одномоментное исследование группы одним специалистом). Подразделяется на 3 подвида: подгрупповая (2-3 человека); групповая (8-10 человек); фронтальная (максимальное число человек ограничивается степенью комфортности каждого испытуемого)

Экспертиза = консилиум – одномоментное исследование группой специалистов одного клиента.

К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации полученных результатов.

 

Общепедагогические принципы исследования детей

· Принцип единства диагностики и коррекции.

· Принцип целостного изучения всех психических характеристик.

· Принцип деятельностного подхода.

· Принцип динамического изучения ребенка.

· Принцип каузальности (этиопатогенетический).

· Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных.

 

Этические принципы

· принцип конфиденциальности;

· принцип соблюдения интересов обследуемого;

· принцип не нанесения ущерба;

· принцип компетентности и беспристрастности.

 

Понятие психолого-педагогический диагноз.

Психолого-педагогический диагноз не ограничивается типом нарушенного развития. Он должен отражать индивидуальные особенности психофизического развития ребенка и включать рекомендации к разработке индивидуальной программы коррекционной работы.

 

В психолого-педагогическом диагнозе указывается

· педагогическая категория нарушенного развития,

· степень выраженности нарушения,

· недостатки развития, осложняющие ведущие нарушения, на которые необходимо обратить внимание в ходе коррекционно-педагогической работы.

 

Уровни психологического диагноза:

· симптоматический,

· этиологический,

· типологический (Л.С. Выготский).

 

Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам, но и самим обследуемым и их родителям. Вместе с тем, на основе проведенного обследования сам психодиагност может строить коррекционно-развивающую, консультационную или психотерапевтическую работу с испытуемым (именно так обычно работает практический психолог, сочетающий разные виды психологической деятельности).

 

Таким образом, диагностика предполагает обязательное сравнение, сопоставление полученных данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение об отдельном испытуемом или группе лиц по поводу выраженности тех или иных индивидуально-психологических или индивидуально-психофизиологических особенностей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: