Психические состояния личности и их роль в поведении и деятельности человека

Понятие о когнитивных процессах и их связь с эмоциональной сферой личности. Взаимосвязь установок и поведения личности. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

Психологическая характеристика основных эмоциональных процессов: аффект, настроение, стресс. Высшие чувства и их социальная обусловленность.

Воля как процесс саморегуляции поведения и деятельности личности. Саморегуляция и Я-концепция. Принятие решения как морально-психологическая проблема личности. Чувство долга и чувство ответственности. Интернальный- экстернальный локус контроля.

Личность и социальные установки

Личность как предмет исследования в социальной психологии. Понятие социальной установки. Когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты установки. Когнитивное соответствие.

Формирование и изменение установки. Теоретические подходы к проблеме формирования и изменения установок личности: теория научения, теория баланса, теория когнитивного диссонанса, теория самовосприятия.

Понятие о саморегуляции. «Действующая Я-концепция». Концепция диспазиционной регуляции поведения личности. Влияние установок на поведение. Ролевое поведение и установка. Концепция социальных ролей. Социальная роль. Приписанные и достигнутые социальные роли, специфические и диффузные социальные роли. Интернализация роли.

Нарушение структуры личности и компенсаторный механизм. Индивидуальные схемы установки в стрессовой ситуации. Социально-психологические основы.

 

Прикладные исследования проблемы личности в социальной психологии

Статус прикладного исследования в современной науки. Специфика прикладных исследований в социальной психологии и их эффективность. Интерперсональный (межличностный) уровень анализа поведения личности в социально-психологическом исследовании.

Основные направления прикладных исследований в современной социальной психологии: изучения проблем управления производством и научной организации труда, формирование производственных коллективов, массовые коммуникации и пропаганды, борьбы с противоправным поведением, проблем службы семьи. Организация социально-психологической службы.

 

Социальная психология группы

Группа как объект социально-психологического анализа. Основные функции группы. Размер группы. Групповая структура. Внутригрупповые коммуникации. Классификация групп.

Групповые феномены: групповые цели, групповые нормы, социальная идентификация, огруппление мышления.

Социально-психологические аспекты группового поведения. Групповые влияния на индивидуальное поведение личности. Влияние групповых норм на личность. Конформность: влияние большинства и влияние меньшинства. Социальная фасилитация, социальная ингибиция, социальное расслабление, социальный паразитизм.

Техника проведения социально-психологического эксперимента в малых группах. Социометрические и референтометрические процедуры при изучении малых групп.

 

Методы исследования межличностных отношений в группах и коллективах

Понятие о межличностных отношениях в группах и коллективах. Официальные и неофициальные отношения (деловые и личные). Отношения лидерства, руководства и подчинения.

Социометрия как метод исследования межличностных отношений: социометрический статус каждого члена группы; степень взаимности - не взаимности межличностных выборов; мотивационное ядро предпочтительности в системе межличностных отношений; степень эмоционального благополучия каждого члена и психологический климат группы в целом.

Референтометрия как метод исследования системы предпочтений и выборов на основе признака референтности: наличие в группе особой системы предпочтений и выборов; представление о статусной структуре группы; взаимность предпочтений или ее отсутствие; мотивационное ядро выбора и др.

 



Социальная психология общения и межличностного взаимодействия

Понятие об общении. Виды общения, средства и способы общения, ошибки, эффекты и закономерности общения. Психология восприятия и понимания человека человеком. Механизмы межличностного восприятия и их проявление в условиях педагогического взаимодействия: идентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция, фундаментальная ошибка атрибуции.

Проблема межличностного взаимодействия в исследованиях зарубежных и белорусских психологов (Э.Берн, Э.Робертс и др., Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, Л.В. Финькевич и др.).

Эффекты общения и их проявление в педагогическом общении: эффект новизны, эффект первичности, эффект ореола. Влияние стиля педагогического общения на атмосферу эмоционального благополучия и психологический климат в целом в детских группах и коллективах.

Социализация и развитие личности

Понятие о социализации. Социализация личности на индивидуальном уровне. Феномены и факторы социализации. Основные институты социализации: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, производственные коллективы и т.п.

Механизмы социализации: идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность. Основные направления социализации: поведенческое, эмоционально-чувственное, познавательное, бытийное, морально-нравственное, межличностное.

Теории социализации и развития личности: психоаналитические теории (З. Фрейд, Э. Эриксон), когнитивные (Ж.Пиаже, Л. Кольберг), гуманистически ориентированные (А.Маслоу, К. Роджерс), деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: