Тема 1. Становление в России школы классического танца.
Органическая связь русской бытовой и профессиональной хореографической культуры европейской ориентации в период ее становления и дальнейшего развития. Открытие в Петербурге Сухопутного Шляхетного корпуса
(1731 г.). Организация первой профессиональной балетной школы (1738 г.).
Начало хореографического специального обучения в России. Деятельность в России Ж. Б. Ланде, французского танцовщика, балетмейстера и педагога.
Зарубежные мастера классического танца, их роль в становлении русского балетного театра, хореографического образования, формировании бытовой танцевальной культуры. Ж. Б. анде, А. Ринальди (Фоссано) и Петербургская школа танца (1738 г.). Супруги Беккари, Л. Парадиз и московская школа танца (1773 г.). Первые выпускники русской балетной школы: А.Топорков (ок. 1727 - 1761 г.г.), А. Баскакова (ок. 1727 - 1756 г.г.), Т. Бубликов (ок. 1748 - 1815 г.г.), Мария и Александр Грековы, Г. Райков, И. Еропкин, В. Балашов, А. Собакина.
Тема 2. Русский балетный театр второй половины XVIII века
|
|
Зарубежные мастера хореографического искусства и их роль в становлении сюжетно-действенного балета на русской сцене. Деятельность в России единомышленников и последователей Ж. Новерра: Ф. Хильфердинга, Г. Анджолини, Д. Канциани, Ле Пика. Творческое сотрудничество зарубежных и русских мастеров сцены: Ф. Хильфердинг, Г. Анджолини и А. Сумарокова. О Постановка балетов «Новые лавры», «Прибежище добродетели», «Семира» их национальная проблематика. Борьба с пустой развлекательностью в балете, создание серьезного и содержательного балетного репертуара. Самоопределение балета на русской сцене. Связь русского балета с драмой и оперой.
Репертуар балетного театра второй половины XVIII столетия. Ведущее значение аллегорического жанра. Стиль русского классицизма: использование античных сюжетов, особенностей пластики, костюма,. декорации античного изобразительного искусства и воплощение национальной проблематики.
Формирование черт национального своеобразия в балете «Забавы о святках» Г. Анджолини (1767 г.). Балеты на тему знаменательных событий в жизни государства – «Торжествующая Россия», «Побежденное предрассуждение» Г. Анжолини и с прочной сюжетной основой «Начальное управление Олега» Ле Пика (1791 г.).
Открытие общедоступных театров. Коммерческий театр в Петербурге на Царицыном лугу (1777 г.), Московский Петровский театр, театр М. Меддокса в Москве (1780 г.).
Указ 1763 г. «О вольности дворянской» и появление крепостных театров. Крепостной театр Шереметьевых. Традиции народного творчества в исполнительском искусстве первых выдающихся русских танцовщиков. Т.Бубликов, Г. Райков, В. Балашов, Т. Шлыкова-Гранатова. Русская театральная интеллигенция из крепостных. Роль крепостного балета в развитии самобытных черт отечественной хореографии.
|
|
Тема 3. Значение творческой деятельности И.И. Вальберха для развития русского хореографического искусства.
И.И. Вальберх (1766-1819гг) – первый русский балетмейстер, танцовщик, педагог, последователь реформ Ж.Ж. Новерра. Первые постановки в жанре мифологического балета – «Орфей» (1795г.). Сентиментализм в балете. Влияние мелодраммы. «Нравственные» балеты И.И. Вальберха: человеческие страсти, современные идеи, драматизация содержания, связь с литературой. Балеты «Новый ветер» (1799г.), «Новая героиня или Женщина-казак» (1810 г.), «Любовь к отечеству»(1812г.), «Орфей и Эвридика» (1808г.) и другие.
Ученики И.И. Вальберха и их деятельность на сцене Петербурга и Москвы: Е. Колосова, А. Тукмакова, И. Аблец, У. Плетень.
Тема 4. Творчество Шарля Луи Дидло в России.
Первый период творчества в России (1801 – 1811гг.) Анакреонтические балеты «Аполлон и Дафна»(1802), «Зефир и Флора» (1808), «Амур и Психея» (1809). Совершенствование танцевальной техники, новаторство и разнообразие сценических постановочных приемов.
Второй период творчества Ш.Дидло в России (1816 – 1830гг.) Разработка новой тематики и жанров балетных спектаклей. Героико-драматические балеты: «Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники» (1817), «Кавказский пленник, или Тень невесты» (1825г) по поэме А.С. Пушкина.
Сказочный балет, комический балет, романтические и драматические тенденции сказочного балета. Действенная пантомима и танец в балетах Ш.Л. Дидло. Взаимодействие сольного и кордебалетного танцев. Роль драматической пантомимы в раскрытии сюжетов и создании характеров. Техника мужского танца.
Педагогическая деятельность в России. Ученики: А.Глушковский, М. Иконина, А.Новицкая, М.Данилова, А. Истомина и другие
Тема 5 Русский балетный театр в период Отечественной войны 1812 г.
Начало XIX века. Эпоха Отечественной войны 1812 г. и декабризма, тенденции демократизации общественной жизни. Рост национального само-
сознания и патриотических настроений различных слоев русского общества.
Влияние общественно-политического подъема на художественную культуру.
Повышение интереса ко всему национальному в литературе, изобразительном искусстве, музыке и театре.
Отражение событий войны 1812 года не сцене балетного театра. Патриотический балет и народно-патриотический дивертисмент в творчестве И. И. Вальберха – «Новая героиня, или Женщина-казак» (1810 г.), «Любовь к
Отечеству» (1812 г.), «Русские в Германии, или Следствие любви к Отечест-
ву», «Торжество России, или Русские в Париже».
Расцвет жанра балетного дивертисмента, развивающего традиции русского народного танца. Синтетичность этого жанра (хореография, камерные вокальные ансамбли, характерные танцы, сценическая обработка фольклора
и театрализация народного обряда). Дивертисменты «Семик, или Гуляние в
Марьиной роще» И. Аблеца, «Гуляние на Воробьевых горах» А. Глушковского, «Деревня на берегу Волги» И. Лобанова. Эволюция жанра народно-патриотических дивертисментов.
Московский балетный театр начала XIX века. Деятельность А. Глушковского (1793 - 1870 г.г.). Балеты А. Глушковского по мотивам романтических произведений А. С. Пушкина и В. А. Жуковского «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» (1821 г.), «Кавказский пленник», «Три пояса, или Русская сандрильона» (1826 г.), «Черная шаль, или Наказанная неверность» (1831 г.). Широкое использование в балетах 1820 – 1830 годов музыки А. Верстовского, А. Варламова, А. Алябьева, К. Кавоса. Характер спектаклей и постановочные принципы балетмейстера. Перенесение сказочных, комических, героико-драматических балетов Ш. Л.
|
|
Дидло на московскую сцену – «Роланд и Моргана» (1812 г.), «Молодая молочница, или Нисетта и Лука» (1817 г.), «Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники» (1817 г.), «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов» (1819 г.).
Значение деятельности А. П. Глушковского в становлении московского балета и его школы. Педагогические принципы А. П. Глушковского.