Содержание тем учебного курса

«Литература 7 класс»

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиции, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество

Предания.  Поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник ».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц, собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. прямой и переносный смысл пословиц. Сходство и различие пословиц разных стран мира на одну тему. (Эпитеты, сравнения, метафоры)

Т.Л. Развитие представлений об афористических жанрах фольклора.

Эпос народов мира.

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Понятие о былине, собирание былин, собиратели. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула- носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила.

ВЧ. Русские былины киевского циклов.  «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства-основные черты характера Ильи Муромца.

ВЧ. Русские былины новгородского цикла. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха.

ВЧ. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Т.Л. Руны

«Песнь о Роланде», фрагменты. Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета, обобщенное общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.

Т.Л. Героический эпос. Афористические жанры фольклора.

 

    

Из древнерусской литературы

Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок из «Похвалы князю Ярославу и книгам»). Формирование традиции уважительного отношения к книге. «Поучение Владимира Мономаха» отрывок. Нравственные заветы Древней Руси. Т.Л. Поучение и Житие.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести. Житие как жанр древне-русской литературы.

Из русской литературы XVIII века

М. В. Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. Т.Л. Ода.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 г.» Отрывок. Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ей творцов. Патриотизм и призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Г. Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание». Краткий рассказ о поэте, его размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: