Роль церкви в превращении Москвы в столицу всей Руси. Перестройка Московского Кремля

Историк Борисов Н.С. отмечал, что Иван Калита своим глубоким практическим умом сумел осознать необходимость духовного начала, которое скрепило стены и своды здания русской государственности.

В самом начале своего правления Иван I повелел возвести собор Успения Пресвятой Богородицы. Храм был заложен 4 августа 1326 года, «при великом стечении народа». Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. Все это не мешало проводить Калите внутреннюю политику, жесткость и беспринципность которой мало увязывалась с христианскими идеалами.

Религиозный фактор был важным и в укреплении Московского княжества. Калита, а вслед за ним и все московские князья, поддерживал самые добрые отношения с митрополитом всея Руси. Митрополит Петр в 1325 году перенес свою резиденцию из Владимира в Москву. Согласно легенде, перед кончиной Петр «предрек величие граду» Москве, он своими руками построил себе каменный гроб в стене собора. Для Москвы и ее князей было важно, что вскоре после смерти Петр был причислен к лику святых (1339 год). Митрополит Феогност тоже способствовал возвышению Москвы. После его смерти русским митрополитом на долгие годы (1353–1378 годы)

стал крестник Ивана Даниловича Калиты Алексий, представитель московского боярского рода Бяконтовых.

За время правления Ивана I Калиты было построено огромное количество храмов (церковь Иоанна Лествичника, собор Спасского монасты­ря и храм-придел Поклонения веригам апостола Петра, в сентябре 1333 года – Архангельский собор), но ни один из них не сохранился до настоящего времени. Причины недолгой жизни первых московских соборов вполне понятны. Зодчие Ивана Калиты из-за отсутствия постоянной строительной практики утратили те навыки и приёмы, которыми владели их предшественники — создатели владимирских белокаменных храмов XII — начала XIII в. Кроме того, за полтора века своей жизни постройки Калиты прошли через несколько страшных пожаров. По свидетельству летописцев, пламя иногда бушевало так сильно, что даже белый известняк начинал крошиться, а заложенные в стены для прочности дубовые брёвна полностью выгорали.

Но на тот момент в глазах народа Москва стала духовным центром Руси. Церковь оказывала московскому князю как моральную, так и материальную поддержку.

Достойным завершением перестройки Московского Кремля (после строительства храмов) стало возведение новых деревянных стен и башен, предпринятое Калитой в 1339-1340 годах. Это предприятие требовало не только больших средств, но и немалого мужества: татарские ханы очень подозрительно относились к любым работам по укреплению русских городов.

Политику Ивана Калиты успешно продолжили его сыновья Симеон Гордый и Иван II. При них авторитет Москвы продолжал расти, чему способствовала проповедническая деятельность Церкви. Православный подвижник и основатель Троицкого монастыря неподалеку от Москвы Сергий Радонежский, пользовавшийся огромным влиянием среди верующих, распространял идеологию «Святой Руси», означавшую соединение православного вероучения с идеей патриотизма и государственного объединения русских земель.

 

 

Заключение

Иван Данилович был умным, последовательным, хотя и жестоким в достижении своих целей, политиком. Существует 2 версии происхождения прозвища князя - "Калита" ("денежная сума", "кошель"): по первой из них Иван Данилович получил его за щедрость. Князь был человеком глубоко религиозным. Однако как правитель он не мог обойтись без постоянного нарушения многих евангельских заповедей. Страшась небесной кары за свои грехи, он старался умилостивить Бога традиционным для всех правителей способом — раздачей милостыни нищим. Для этой цели, выходя из дворца, он всегда имел при себе сумку-кошелёк с мелкими деньгами — калиту. Согласно другой трактовке – за жадность, которая связана с его мудрой политикой собирания земель вокруг Москвы с использованием денег, а не военных действий. Он богател на чужих слезах и горе, а потому и был прозван Калитой.

Иван Данилович был дважды женат. Первая жена – Елена (Олена) перед кончиной приняла монашеский постриг (в 1332 году). От первого брака у князя остались четверо сыновей (Семен, Даниила, Иван, Андрей) и четыре дочери.  От второй жены Ульяны имел (по разным источникам) одну или двух дочерей.

Иван Калита продолжил курс на укрепление дружеских отношений с Ордой. Он подчеркивал свою преданность ордынскому хану, девять раз ездил в Сарай, привозя с собой богатые подарки ханским родственникам и приближенным.

Великий князь Иван Первый сумел получить право на такой способ выплаты дани как “повоз”. Дань для Золотой Орды называлась “выходом”, привоз ее сопровождался богатыми дарами хану и его двору. Тем самым Иван Калита сделал Орду косвенно зависимой от успехов финансовой деятельности Московии.

Москва собирала вокруг себя села и уездные города. Так были приобретены три удельных города: Галич, Белоозеро и Углич. Иван использовал и другие способы для увеличения собственных земель, в том числе и династические браки. Его дочери были выданы замуж за князей Ярославского и Ростовского уделов, тем самым Калита получил возможность влияния в этих землях. Постепенно, без военных действий границы Московского княжества расширялись, а власть и влияние Ивана Калиты возрастало. Но начиная с 1331 года Иван Калита стал активно применять военную силу в отношении Новгорода, Смоленска и Твери.

Ещё в самом начале правления Иван Калита смог повысить уровень безопасности в княжестве. Князь значительно усилил и свою дружину и с ее помощью очистил Московскую землю от разбойников, сделав ее самой безопасной и привлекательной для переселенцев и купцов. Для их привлечения Калита использовал также податные льготы и материальную помощь. Позднее были подняты налоги на торговлю, что увеличило приток финансовых ресурсов в казну. Немалые средства тратились на городское строительство.

О могуществе и владениях Ивана Калиты свидетельствует также документ “Духовная грамота”, где оставлялось завещание при отправлении в Золотую Орду, поскольку не было уверенности в обратном возвращении.

За время правления Ивана I Калиты было построено огромное количество храмов (собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Иоанна Лествичника, собор Спасского монасты­ря и храм-придел Поклонения веригам апостола Петра, в сентябре 1333 года – Архангельский собор). В глазах народа Москва становится духовным центром Руси. Церковь оказывает московскому князю как моральную, так и материальную поддержку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: