I. Московский «Сократ»

РЕФЕРАТ

на тему:

«Русский космизм»

                                                                          

           

Выполнил студент группы 2 Р/О

Расулев Дим Сынгизович

Проверил преподаватель:

Доцент Вахитов Рустем Ринатович

 

г. Уфа

2020

Содержание

 

 Введение …………………………………………………………….. ……3

 

I. Московский «Сократ» ……………………………………………….. 5

1.1 Современники и развитие идей Фёдорова в науке, искусстве и религии …………………………………………………….………………7
  1.2 Развитие идей Фёдорова в науке, искусстве и религии ………….11

1.3 Фёдоров и библиотечное дело …………………………………….. 12

II. Связь с космонавтикой: Два Гагарина. Дорога в космос: философ-космист Николай Федоров ……………………………………………… 14

2.1."Философия общего дела" …………………………………………...17
III. Современность и идеи Федорова……………………………………..21

Заключение ………………………………………………………………….23

Список литературы ………………………………………………………..25

 



Введение

«…Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна….

Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят….»

        

           / Михаил Васильевич Ломоносов/

Иллюстрация на тему

                  "Изобретательство" - М.В.Ломоносов.(источник http://inno-terra.ru/history)

       Наверное, было бы правильно начать мою работу с риторического вопроса: а что же такое космизм? Правильно, но скучно. Поэтому я, пожалуй, отступлюсь от подобного рода техники и начну с другого аспекта исследования любого вопроса: с практики и эксперимента. Просто поднимите глаза и посмотрите на небо, а приходилось ли Вам когда-нибудь смотреть на бескрайнее звёздное небо? Что Вы испытывали в тот момент? Скорее всего, Вас посещали мысли, соотносимые Вашему характеру и мировоззрению… А наши далёкие предки, созерцая звёздное небо, о чем думали они? Воображали о бескрайней бесконечности, задавались вопросом бытия, рассуждая о своем предназначении в этом мире, стремились мыслями в бесконечную неизведанную звездную даль, в надежде найти ответ на вопрос о своем существовании и предназначении в этом мире… Безусловно!

 В моем понимании русский космизм – явление по-настоящему уникальное, я был удивлен многоплановости и разносторонности этого великого наследия, которое оправданно обретает популярность и в наше время в условиях духовного состояния общества и его попытках решения проблемы человека и определения его реального места и назначения в мире.

Еще несколько лет тому назад понятие русского космизма брали неизменно в кавычки, как приблизительное, условное образование. В настоящее время русский космизм по праву окреп, наконец-то обрёл законное место в отечественном культурном наследии.



I. Московский «Сократ»

При раскрытии выбранной темы реферата, я конечно для начала обратился к вопросу первоисточника, изучив биографию Федорова Николая Федоровича, великого русского религиозного мыслителя и философа, деятеля библиотековедения, педагога-новатора, «Московского Сократа», как говорили о нем современники, а потомки гордо назвали родоначальником русского космизма.

Никола́й Фёдорович Фёдоров (7 июня 1829, Ключи, Тамбовская губерния, Российская империя — 28 декабря 1903, Москва, Российская империя) — русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из родоначальников русского космизма.

 

    Его именовали «московским Сократом».C уважением и восхищением отзывались о Фёдорове и его воззрениях Лев Толстой, Достоевский, Вл. Соловьёв. Он мечтал воскресить людей, не желая примириться с гибелью даже одного человека. С помощью науки он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов».
Науке Фёдоров отводил место рядом с искусством и религией в общем деле объединения человечества, включая и умерших, которые должны в будущем воссоединиться с ныне живущими.

Николай Фёдоров - внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина он получил фамилию крёстного отца. В 1849 г. по окончании гимназии в Тамбове поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе, проучился там три года, затем был вынужден оставить лицей ввиду смерти дяди Константина Ивановича Гагарина, платившего за обучение. Работал преподавателем истории и географии в уездных городах среднерусской полосы.
      В середине 60-х годов познакомился с Николаем Павловичем Петерсоном, одним из преподавателей в яснополянской школе Л. Н. Толстого.
     Летом 1867 года Фёдоров оставил Боровское уездное училище, где он преподавал, и пешком отправился в Москву. В 1869 г. устроился помощником библиотекаря в Чертковской библиотеке, а с 1874 г. в течение 25 лет работал библиотекарем Румянцевского музея, в последние годы жизни — в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел. В Румянцевском музее Фёдоров первым составил систематический каталог книг. Там же после трёх часов дня (время закрытия музея) и по воскресеньям был дискуссионный клуб, который посещали многие выдающиеся современники.
Фёдоров вёл аскетическую жизнь, старался не владеть никаким имуществом, значительную часть жалования раздавал своим «стипендиатам», от прибавок к жалованию отказывался, всегда ходил пешком. Фёдоров обладал хорошим здоровьем, но в 1903 г. в сильный декабрьский мороз друзья уговорили его надеть шубу и поехать в экипаже, он заболел воспалением лёгких, и от этого умер. Похоронен Николай Фёдорович Фёдоров был на кладбище Скорбященского монастыря.
   Фёдоров отказывался фотографироваться и не позволял нарисовать свой портрет. Единственное изображение Фёдорова было нарисовано тайком Л. О. Пастернаком.

    Философия Федорова стоит у истоков русского религиозно-философского ренессанса, определяя многие его темы; полагает начало течению ноосферной мысли (русский космизм). Теургическая эстетика Федорова (переход от «искусства подобий» к творчеству жизни, литургический синтез искусств) оказала воздействие на философско-эстетические искания кон. 19 – нач. 20 в. (Вл.Соловьев, А.Белый, Вяч.Иванов, В.Чекрыгин и др.). О Фёдорове на livejournal.com

России мыслитель отводит важную роль в осуществлении «общего дела», так как она имеет необходимые для этого задатки: родовой, земледельческий быт, наличие общины, удобное географическое положение, присущее русскому народу сознание «виновности». Россия столетиями принимала на себя историческую тяжесть в деле умиротворения кочевого Востока и воинственного Запада, собирания земель и народов, объединение их в единое целое. Русское государство носит сторожевой, охранный характер. На пути своего многовекового утверждения оно набирает огромную мощь, концентрирует в себе такие качества как единство, сила, которые можно и нужно обратить на общее дело борьбы против слепых сил природы. / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16-19 декабря 1996 г./

    1.1 Современники и развитие идей Фёдорова в науке, искусстве и религии

 В 1870-х годах Фёдоров, работая библиотекарем, был немного знаком с К. Э. Циолковским. Циолковский вспоминал, что его Фёдоров тоже хотел сделать своим «пансионером», называл Фёдорова «изумительным философом».
    В 1878 году с учением Фёдорова в изложении Петерсона познакомился Ф. М. Достоевский, что очень повлияло на творчество великого писателя. Достоевский писал о Фёдорове: «Он слишком заинтересовал меня… В сущности совершенно согласен с этими мыслями. Их я прочел как бы за свои». И вдруг я невольно вспомнил слова, которыми наделил своего героя гениальный русский писатель и мыслитель ХIХ века Ф.М. Достоевский: «Тварь я дрожащая или право имею». Я почувствовал некую взаимосвязь героев Достоевского с учениями великого Н.Ф. Федорова, и как оказалось не зря, при детальном изучении биографии писателя, выяснилось, что они были знакомы, более того их дружбу называют «духовно-творческим диалогом», во многих темах писатель и философ, сами о том не подозревая, идут параллельно. Их духовные векторы движутся в одном направлении, так что целостный образ мира и человека, который выстраивает Федоров, обретает объемность и глубину на фоне идей Достоевского, а многие интуиции и понимания Достоевского отзываются и находят свое развитие в трудах философа всеобщего дела. Ведь по праву Достоевского называют одним из ярких представителей космизма в религиозно-философском направлении.

А теперь перейду, собственно, к своим размышлениям: «Тварь я дрожащая или право имею» задает вопрос Родион Раскольников сам себе. Но и здесь без помощи классиков мне не обойтись: первое, что я вспомнил в связи с темой – «…Мы все глядим в Наполеоны, Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно...» из творчества А.С. Пушкина.

Бесспорно каждый век в истории человечества связан с какой-то личностью, которая выразила свое время с наибольшей полнотой. Такую личность, такого человека называют великим, гением и тому подобными словами. Человеку свойственно подражать кумиру, что и происходит с героем Достоевского Родионом Раскольниковым. По его мнению, великий человек вообще иначе устроен, чем «тварь дрожащая» (это мы с вами), и преступление свое Раскольников планирует именно как пробу, экзамен на сверхчеловека. Если после убийства старухи-процентщицы он не будет чувствовать угрызений совести, значит, он сверхчеловек, «право имеющий». Автор наградил своего героя топором для убийства, дал ему как говорится, волю в действиях для воплощения своей «идеи». И вот он … момент влияния философии космизма проявляется в романе при наступлении нравственного поиска, сопротивления и наконец перерождения героя, его обращения к любви и Богу. Теперь Раскольников начинает чувствовать и рассуждать, прямо противоположно идее «сверхчеловека». В эти нравственные муки вовлечены все герои романов Достоевского, они изо всех сил сопротивляются среде, пытаются осмыслить противоречия жизни, каждый из них остро ощущает неблагополучие современного мира. В то же время они наделены совестью, верой в Бога, каждый по-своему умен, но говорит на своем особом языке, персонажи живут своей «правдой», своей «философией». Рассматривая героев Достоевского, я выделил для себя факт того, что невозможно облагодетельствовать все человечество сразу, слишком все разные и хотят разного. И в чем же решение проблемы? В чем выход из тупика идеи «сверхчеловека» и «твари дрожащей». Как предостеречь человечество от «болезни сверхчеловека» Раскольникова, идеи «высшей расы» фашизма, синдрома Брейвика…

    В 1880-х и 1890-х годах Л. Н. Толстой и Вл. Соловьёв регулярно общались с Фёдоровым. Л. Толстой говорил: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком». Вл. Соловьев писал Фёдорову: «Прочел я Вашу рукопись с жадностью и наслаждением духа, посвятив этому чтению всю ночь и часть утра, а следующие два дня, субботу и воскресенье, много думал о прочитанном. „Проект“ Ваш я принимаю безусловно и без всяких разговоров… Со времени появления христианства Ваш „проект“ есть первое движение вперед человеческого духа по пути Христову. Я со своей стороны могу только признать Вас своим учителем и отцом духовным… Будьте здоровы, дорогой учитель и утешитель». Влияние Фёдорова заметно в работе Соловьёва «Об упадке средневекового миросозерцания».
А. Фет также высоко ценил личность и идеи Фёдорова.

    Фёдоров заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. В отличие от многих попыток построить универсальное планетарное и космическое мировоззрение, опираясь на восточные религии и оккультные представления о мире, Фёдоров считал себя глубоко верующим христианином. Он полагал, что средневековое мировоззрение несостоятельно после Коперниканского переворота, открывшего человеку космическую перспективу. Но главное, по мнению Фёдорова, в учении Христа — весть о грядущем телесном воскрешении, победе над «последним врагом» — смертью он сохранил неколебимо, выдвинув парадоксальную мысль о том, что эта победа свершится при участии творческих усилий и труда объединившегося в братскую семью Человечества.
    Фёдоров в конце XIX века уже предвидел то, что в конце XX стали называть «экологическими глобальными проблемами». Он выдвинул идею о превращении регулярной армии из орудия смерти и разрушения в орудие противостояния разрушительным стихиям природы — смерчам, ураганам, засухам, наводнениям — которые сегодня приносят каждый год миллиардный ущерб человечеству. Сегодняшняя наука уже в принципе способна дать средства для борьбы с этими стихиями, и главным фактором, от которого зависит решение этих проблем, является разобщённость человечества, дефицит разума и доброй воли. Однако, в соответствии с христианским мировоззрением, наличие стихийных бедствий свидетельствует не о разобщённости человечества, а о повреждённости человеческой природы, явившейся следствием грехопадения.
Н. Ф. Фёдорова называют философом памяти, отечествоведения. В его сочинениях немало страниц посвящено истории и культуре, как русской, так и мировой. Он неоднократно высказывался по вопросам изучения и сохранения культурного наследия прошлого, много сделал для развития краеведения в дореволюционной России, выступал за преодоление исторического беспамятства, розни поколений.
Н. Ф. Фёдоров был глубоко верующим человеком, участвовал в литургической жизни Церкви. В основе его жизненной позиции лежала заповедь преп. Сергия Радонежского: «Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистное разделение мира сего». В работах Фёдорова Святая Троица упоминается множество раз, именно в Троице он усматривал корень грядущего бессмертия человека. В социальном и психологическом плане образ Троицы был для него антитезой как западному индивидуализму, так и восточному растворению личности во всеобщем. В его жизни и трудах явлен синтез религии и науки. Религиозный публицист и философ Владимир Ильин считал Николая Фёдорова великим святым своего времени и сравнивал его с Серафимом Саровским.

    1.2 Развитие идей Фёдорова в науке, искусстве и религии

     С «Философии общего дела» Н. Ф. Фёдорова начинается глубоко своеобразное философское и научное направление общечеловеческого знания: русский космизм, активно-эволюционная, ноосферная мысль, представленная в XX веке именами таких крупных учёных и философов, как миколог Н. А. Наумов, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский и другие. Обращая внимание на факт направления эволюции к порождению разума, сознания, космисты выдвигают идею активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство, берет, так сказать, штурвал эволюции в свои руки. Человек для эволюционных мыслителей — существо ещё промежуточное находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь по существу идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении материи духом, об одухотворении мира и человека. Космическая экспансия — одна из частей этой грандиозной программы. Космисты сумели соединить заботу о большом целом — Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности — конкретного человека. Важное место здесь занимают вопросы, связанные с преодолением болезни и смерти и достижением бессмертия.
Общепланетарное мировоззрение, выдвинутое Н. Ф. Фёдоровым и русскими философами-космистами, ныне называют «мировоззрением третьего тысячелетия». Мысль о человеке как существе сознательно-творческом, как агенте эволюции, ответственном за все живое на планете, идея земли как «общего дома» важна в современную эпоху, когда как никогда остро перед человечеством встают вопросы об отношении к природе, её ресурсам, к самому несовершенному смертному естеству человека, рождающему зло индивидуальное и социальное. Философы-космисты предложили свой творческий вариант экологии, позволяющий эффективно решать глобальные проблемы современности. Выдвинутая в этом течении идея плодотворного диалога наций и культур, каждая из которых вносит свой вклад в «строительство ноосферы» — действенное средство воспитания в духе межнационального согласия, противостояния шовинизму, соперничеству «национальных эгоизмов». Идея преемственности, памяти, связи с духовным наследием прошлого, получившая новое этическое обоснование в философии Н. Ф. Фёдорова, актуальна и в наши дни. Важны размышления мыслителей-космистов о необходимости нравственной ориентации всех сфер человеческого знания и творчества, о космизации науки, о примирении и союзе веры и знания в общем деле сохранения и умножения жизни на Земле.
Фёдоров может с полным правом считаться предтечей и пророком ноосферного мировоззрения, основы которого заложены в трудах В. И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена. Возникшее в конце XX века движение «трансгуманизма» также считает Фёдорова своим предтечей.
«Философия общего дела» нашла отклик в творчестве многих писателей, поэтов, художников XX века, таких как В. Брюсов и В. Маяковский, Н. Клюев и В. Хлебников, М. Горький и М. Пришвин, А. Платонов и Б. Пастернак, В. Чекрыгин и П. Филонов. Их творчество затронула глубина этических требований Фёдорова, своеобразие его эстетики, идеи регуляции природы, преодоления смерти, долга перед прошедшими поколениями. Не случайно писал о мыслителе А. Л. Волынский: «Фёдоров — единственное, необъяснимое и ни с чем не сравнимое явление в умственной жизни человечества… Рождением и жизнью Фёдорова оправдано тысячелетнее существование России. Теперь ни у кого на земном шаре не повернется язык упрекнуть нас, что мы не бросили векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда…».















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: