1. Структура и основные параметры мотивационной сферы человека.
Основными характеристиками мотивационной сферы личности являются:
· разнообразие мотивов;
· множественный характер;
· гибкий характер;
· существование определённой иерархии;
· наличие структуры;
· устойчивый характер мотивов;
· динамичность мотивов;
· мотивационная сила
У всех людей установлена своя иерархическая структура мотивационной сферы личности, но, как правило, основание пирамиды мотивов у всех совпадает. Приблизительная схема такая:
· органические (потребность в еде, питье, сексуальные потребности);
· материальные (потребность в деньгах, в имуществе);
· социальные (потребность в уважении, авторитете, месте «под солнцем», чувство собственного достоинства, чувство справедливости);
· духовные (потребность находится в обществе, самообразования, повышение духовного уровня, вера).
2. Главные диспозиционные переменные: мотив, потребность, цель.
а)Мотив - является устойчивым личностным свойством, побуждающим изнутри к определенным действиям. Мотив принадлежит субъекту поведения.
|
|
б) Потребность - это состояние нужды человека или животного в определенных условиях, недостающих ему для нормального существования. Потребность всегда связана с неудовлетворенностью.
в) Цель - это осознаваемый результат, на который направлено действие. С целью связано мышление и эмоциональные переживания.
3. Основные теории мотивации:
ü теория инстинктов у человека;
ü теория потребностей;
ü когнитивные теории мотивации
4. Мотивация достижения успехов и избегания неудач.
Мотив достижения успеха – это потребность добиваться успехов в разных видах деятельности. Рассматривается как устойчивая черта личности. Мотив избегания неудачи – более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результат его деятельности оценивается другими людьми.
5. Самооценка и уровень притязаний как фактор мотивации.
Самооценка входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.
Самооценка = Успех / Уровень притязаний
Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.
|
|
Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.
6. Мотивация агрессивности и фрустрация.
Согласно фрустрационной теории, агрессия — это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же ненаступление целевого состояния, к которому он стремился
· фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме;
· агрессия — это всегда результат фрустрации;
Тема: Способности и задатки как основа индивидуальных различий людей
1. Изучите теоретический материал и сформулируйте вопросы по его содержанию
1.Задатки как природные предпосылки к развитию способностей;
2.Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различие в этих явлениях;
3.Взаимодействие и взаимокомпенсация способностей;
4.Природа индивидуальных различий в способностях людей;
5.Психологические требования к деятельности, формирующей способности человека;
6.Межполовые различия в способностях, их научное объяснение.
Вопросы:
1. Что такое способности?
2. Являются ли способности врожденными?
3. Как соотносятся между собой способности и задатки?
4. В чем выражается связь способностей со знаниями, умениями, навыками?
5. Какая существует зависимость между систематическим трудом и развитием способностей?
6. Какова структура способностей?
7. В каких взаимоотношениях находятся склонности, интересы и способности?
8. Что такое одаренность и талант?
Тема: Теории эмоций
1. Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина.
Теория эмоций Чарльза Дарвина В 1872 г.... Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной.
2. «Ассоциативная» теория В. Вундта
В. Вундтомвыделяется трехкомпонентная теория эмоций, где базовыми характеристиками являются: удовольствие/ неудовольствие; напряжение/ расслабление; возбуждение/ успокоение. В понимании переживания главную роль играет обоюдный процесс влияния чувств на представления и представлений на чувства, «телесные» реакции это лишь закономерное выражение чувств (телесные реакции вторичны – т.е. мимика – это отражение эмоционального фона ощущений) (1880).
3. «Периферическая» теория У. Джеймса - Г. Ланге
Среди физиологических теорий происхождения эмоций наиболее известна периферическая теория эмоций У. Джеймса – Г. Ланге (1884 – статья У. Джеймса «Что такое эмоция»; 1885 – работа Г. Ланге «Эмоции»), основной смысл которой выражен известным парадоксом: «мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим». По мнению авторов периферической теории эмоций, эмоции возникают как следствие определенного физиологического процесса, вследствие возбуждения от висцеральных органов: раздражитель задает физиологические изменения, сигналы этих изменений обрабатываются в ЦНС и возникает эмоция.
4. Теория У.Кеннона – П. Барда
Теория описывает таламус как центр возникновения эмоции (1927; 1934): раздражитель возбуждает таламус – появляется соответствующая эмоция и происходит физиологические изменения в организме (теория является альтернативой исследованию У. Джемса - Г. Ланге). В более поздних работах П. Барда указывается, что раздражитель одновременно вызывает эмоцию и физиологическую реакцию (т.е. утверждается обособленность психологического и физиологического реагирования – современные исследования опровергают данную теорию).
|
|
5. Психоаналитическая теория эмоций
Психоаналитическая теория эмоций - " теория эмоций, которая утверждает означающий характер эмоциональных фактов, должна искать это значение в самом сознании. Иначе говоря, именно сознание само делает себя сознанием, будучи взволнованным потребностью во внутреннем значении". Холт отвергает теорию инстинктивных влечений.
6. Биологическая теория эмоций П. К. Анохина
Эмоции рассматриваются с биологической точки зрения как эффективный механизм эволюции (1949), поддерживающий гомеостаз (потребности вызывают негативные эмоции, выступающие катализатором действия, они играют роль активизации – после удовлетворения потребности, возникают положительные эмоции: роль подкрепления; если результат достижения неудовлетворительный, появляется беспокойство, тревожность, - ищутся более оптимальные способы действия).
7. Когнитивистские теории эмоции
Когнитивистские теории эмоции - это теории, рассматривающие эмоции, впервую очередь, в их взаимосвязи с познанием мира, т. е. процессами восприятия, интерпретации, хранения информации.