Тема: Виды и развитие человеческой деятельности

 

1. Определение деятельности, ее основные характеристики.

 

Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

 

2. Структура деятельности.

 

Структура деятельности – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в которой выделяются действия и операции как основные составляющие деятельности. Особенностью человека является его способность трудиться, а труд есть не что иное, как деятельность.

 

3. Внешние и внутренние компоненты деятельности.

 

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. Внутренний компонент человеческой деятельности: анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

 

4. Место умений и навыков в структуре деятельности. Этапы формирования навыка.

 

Умениями, навыками и привычками называются элементы деятельности, которые являются хорошо освоенными и входят в состав разнообразных способностей человека. Эти элементы входят в состав деятельности и поведения человека. Рассмотрим более обстоятельно то, что называют умениями, навыками и привычками.

Умения можно определить как хорошо освоенные фрагменты (составляющие) деятельности, позволяющие человеку что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию или деятельность в целом. Умения, в свою очередь, в качестве составляющих могут включать автоматически выполняемые движения или действия, называемые навыками.

Навыки, в отличие от умений, — это полностью автоматизированные умения или их компоненты, которые выполняются быстро, точно и безошибочно. Выполнение навыка, как правило, сознанием не контролируется: оно осуществляется на бессознательном уровне но внутренне регулируемой программе.

 

5. Особенности общения, игровой, учебной и трудовой деятельности.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации

Игровая деятельность ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс. Игры сопровождают человечество на протяжении всей истории, переплетаясь с магией, религиозным культом, искусством, спортом, военными упражнениями.

Учебная деятельность. Оно включает в себя:

· 1. усвоение информации о значимых свойствах мира, необходимой для успешной организации тех или иных видов идеальной и практической деятельности (продукт этого процесса - знания);

· 2. освоение приемов и операций, из которых складываются все эти виды деятельности (продукт этого процесса - навыки);

· 3. овладение способами использования указанной информации для правильного выбора и контроля приемов и операций в соответствии с условиями задачи и поставленной целью. Продукт этого процесса – умения.

Труд – это вид человеческой, деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Он осуществляется под влиянием необходимости и в конечном счете имеет целью преобразование предметов окружающего мира, превращение их в продукты удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей.

Вместе с тем, труд преобразует самого человека, совершенствует его как субъекта трудовой деятельности и как личность

6. Развитие деятельности человека в фило- и онтогенезе.

7. Привычки и их роль в осуществлении деятельности.

 

привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части.

 

8. Роль деятельности в психическом развитии ребенка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: