Секция «Пермь – Земля моя»
Место
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ
Воронина Арина Дмитриевна, группа 010
«Педагогика дополнительного образования»
Руководитель: Залазаева Г.Б.
Речевая агрессия, чрезвычайно распространена сегодня в различных видах общения, является серьезным препятствием на пути к эффективной коммуникации. Речевую агрессию рассматривают как средство манипулирования, которое направлено на создание негативно-тягостного эмоционального впечатления у адресата. Опасность заключается в огромных масштабах своего негативного влияния на формирование картины мира отдельного человека и общества в целом.
В данной работе мы обратимся к различным видам проявления и причинам употребления речевой агрессии, что представляется наиболее актуальным в современном обществе, где с каждым днем все сильнее размываются
нормативные границы как межличностного общения, так и воздействия СМИ на социум.
Цель данной работы:выяснить, как речевая агрессия влияет на развитие современного русского языка
|
|
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
· изучить понятие термина «речевая агрессия»;
· выявить особенности речевой агрессии в межличностном общении и массовой коммуникации;
· провести социологический экспресс-опрос;
· предложить пути преодоления феномена вербальной агрессии.
Гипотеза:речевая агрессия расширила нормативные границы межличностных и массовых коммуникаций.
Проблема исследования – феномен словесной агрессии весьма неоднозначен с точки зрения лингвистики и требует основательного подхода к его систематизации.
Методы исследования:
- теоретические (моделирование, сравнение, систематизация),
- эмпирические (изучение и анализ литературы, социологический экспресс-опрос).
Структура исследования определяется поставленными задачами. Работа состоит из введения; двух глав, разделенных на пункты; заключения; списка литературы и приложений.
Практическая работа
Изучив теорию речевой агрессии, мы обратились к практической части нашего исследования. Каковы представления о вербальной агрессии в подростковой среде?
Опрос проводился посредством анкетирования. В опросе приняли участие 43 студента нашего колледжа и 29 учеников из МАОУ «СОШ 111» Возраст анкетируемых был 14-18 лет. Участникам была предложена анкета.
Были получены следующие результаты анкетирования:
· Понятие речевая агрессия ребята интерпретируют как использование в речи грубых слов и выражений; выражения неприязни и вражды; оскорбления, угрозы и хамство; повышение голоса; грубую и нецензурную лексику; давление словами на человека; бранную речь и т.д.
|
|
· 81% опрошенных признались, что используют в своей речи средства речевой агрессии, другие 19% зачастую не имеют представления о том, что это такое.
· 64% осознанно употребляют в речи средства языковой агрессии
· 77% опрошенных чаще применяют средства вербальной агрессии в общении со сверстниками, а не со взрослыми.
· 73% также считают, что уровень влияния СМИ на формирование речевой агрессии в подростковой среде средний, 15% придерживаются мнения о том, что этот уровень низкий.
· Среди предложенных участниками опроса источников СМИ, которые способствуют проявлению словесной агрессии, чаще всего встречалось общее понятие «Интернет». Кроме того, были указаны социальные сети «ВКонтакте», «Одноклассники», «Instagram»,«Youtube». В сфере телевидения: «Россия-1», «Первый канал», «60 минут», «Давай поженимся», «Дом-2». Также участники опроса указали журналы «Теле-7» и «Forbes».
· Многие анкетируемые не понимают, в чем опасность словесной агрессии, и поэтому советуют относиться к этой ситуации более спокойно. Однако следует помнить, что основы речевого поведения закладываются не только в социуме, но, прежде всего, в семье. Родители должны воспитывать в своих детях умение сдерживать гнев.
Пути преодоления вербальной агрессии
Проанализировав советы лингвистов и предложения участников опроса, рекомендую во избежание возникновения ситуации словесной агрессии:
1. Не пытаться перевоспитать собеседника во время разговора.
2. Пытаться преодолеть негативную установку в отношении собеседника.
3. Во время общения отвлекаться от недостатков собеседника.
4. Приспосабливаться к собеседнику (учитывать его настроение, уровень речевой подготовленности).
Таким образом, необходимо помнить, что вербальная агрессия создает негативную модель поведения человека и может послужить основой более сильного и социально неприемлемого поведения — физической агрессии.
Но подчеркнем еще раз, что проблема, на наш взгляд, не в использовании слов со сниженной окраской или жаргонных слов, а в уместности их употребления. При этом важно, чтобы у молодого носителя языка был «альтернативный» запас книжной лексики. Это поможет им давать самые разнообразные характеристики, которые в жаргоне подменяются условными определениями хорошего и плохого. Мотивацией для молодежи и подростков может быть успешная сдача итоговых экзаменов, зачисление в вуз, получение престижной работы, поскольку коммуникативная и речевая грамотность являются условиями успешной деятельности во многих сферах жизни. Это подтверждает выдвинутую гипотезу.
Список литературы:
1. Буданова Т.А. Современные тенденции в системе функциональных стилей русского языка // Социолингвистические проблемы в разных регионах мира. М., 1996.
2. Булыгина Т.В., Шмелёв А.Д. Языковая концептуализация мира. М., 1996.
3.Словарь русского языка в 4-х томах. М., 1981-1984.
4. Клушина Н.И. Семантические и стилистические изменения в лексике современной газеты (на материале газет 1989-1994 гг.). АКД. М., 1995.
5. Петрова Н.Е., Рацибурская Л.В. Язык современных СМИ. Средства речевой агрессии. М., 2011.
Место