Золина Мария Михайловна, группа 051
«Преподавание в начальных классах» Руководитель: Булдакова О.И.
С самого детства люблю читать сказки. Мне нравилось мечтать, фантазировать, погружаться в мир волшебства и приключений. Это приносило мне массу удовольствия, но я выросла, и сказки были заменены чудесным жанром фэнтези. Помимо захватывающего сюжета, который богат приключениями и волшебством, произведения в жанре фэнтези всегда имеют философский подтекст, будят воображение.
Чтение художественной литературы оказывает огромное влияние на формирование подрастающего поколения. Подросток, который читает много книг в разных жанрах, формирует свой взгляд на мир, видит разнообразие судеб и возможностей. Среди одногруппников есть ребята, которые так же, как и я, любят читать фэнтези. В чём секрет привлекательности данного жанра и какое влияние на подростков он оказывает? Многие считают, что чтение книг в жанре фэнтези отрицательно влияет на читателя и не несет никакой пользы, в отличие от классической литературы. Мне стало интересно, так ли это на самом деле? Мы решили разобраться в этих вопросах.
|
|
Цель работы: рассмотреть жанр фэнтези на примерах произведений Стивена Кинга.
Задачи:
1. Изучить жанровые особенности фэнтези
2. Выяснить, в чем популярность книг С. Кинга
3. Провести анкетирование среди студентов
4. Проанализировать полученную информацию и сделать выводы.
Фэнтези — это жанр фантастический литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. Жанр фэнтези привлекает писателей в первую очередь тем, что дает огромную свободу авторской фантазии и позволяет ввести в повествование порою самые немыслимые элементы.
Почему же фэнтези так популярен у молодёжи?
Мы можем только предположить. Все мы в душе дети, вот только проблема в том, что сказки могут читать только дети. Молодёжь, хоть и очень близка к детству, уже не признает себя «маленькой», соответственно сказки читать - засмеют. А фэнтези — это те же сказки, только они уже предназначены для более взрослой аудитории.
С помощью произведений в жанре фэнтези можно погрузиться в выдуманный и нереальный мир, почувствовать вкус приключений, особенно если жизнь более чем однообразна. Чтение произведений фэнтези не только заставляет переживать за героя и вместе с героем, не только увлекает и развлекает, но и учит, помогает принимать решения.
Лично мне нравится творчество Стивена Кинга, который является одним из самых популярных современных писателей. Прежде всего, он ассоциируется с романами в жанре хоррор. Не зря звание «короля ужасов» получил именно Стивен Кинг, книги, выходящие из-под его пера, наполнены таинственной и мрачной атмосферой, леденящими кровь событиями захватывающими сюжетными поворотами. Среди произведений этого автора можно найти самые разнообразные направления, поэтому читатель волен выбирать то, что ему больше по душе.
|
|
По данным социологических исследований, каждая пятая прочитанная сегодня подростками книга написана в жанре фэнтези. Чтение произведений фэнтези не только заставляет переживать за героя и вместе с героем, не только увлекает и развлекает, но и учит, помогает принимать решения. Именно фантастическая книга спасает от одиночества, скуки, обид. Большинство читателей, в том числе и подростки, стараются подражать положительным героям.
Мы провели исследование среди студентов 1 курса группы 051 (24 человека). Для этого мы разработали анкету, включающую 5 вопросов.
Проанализировав анкеты, мы увидели, что 29% респондентов знакомы с творчеством Стивена Кинга, остальные – нет (Приложение 2). Те, кто читал произведения С. Кинга, отметили, что им нравятся такие книги, как «Зелёная миля», «Кладбище домашних животных», «ОНО». По мнению студентов группы 051, фантастическая литература привлекает:
1. Интригой сюжета.
2. Динамичным развитием событий.
3. Потусторонней реальностью.
4. Новыми героями, обладающими сверхспособностями.
5. Возможностью совершить путешествие в неизведанное вместе с героями.
6. Верой в чудо.
7. Созданием своих миров.
8. Возможностью поразмышлять.
Многие студенты все же предпочитают посмотреть фильм фантастического жанра (62%), нежели прочитать книгу (38%). 72% респондентов отмечают, что не всегда понимают то, что хотел донести автор, 14% - совсем не понимают авторского замысла и остальные 14% - понимают идейное содержание книг данного жанра.
В результате анализа анкетирования нами были сделаны выводы, что некоторые учащиеся читают фэнтези, знают героев произведений, понимают жанровые особенности фэнтези, но при этом у них возникают трудности с пониманием прочитанного. А те, кому нравятся произведения данного жанра, восхищаются сверхспособностями героев, потусторонней реальностью.
Например, меня очень привлекает мистическая сторона фэнтези как произведений, так и кинофильмов. Часто я смотрю сначала кино, а потом читаю книгу и анализирую.
Думаю, мой проект может быть еще долго актуален, так как этот жанр еще молодой, некоторые пытаются осмыслить его, раскрыть и понять для себя, нравится им это или нет.
Проект может быть использован на конференции, на открытом уроке литературы.
Список литературы:
1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов.- Спб: Паритет, 2006.
2. Осипов А.Н. Фантастика от «А» до «Я»: Краткий энциклопедический справочни. - М,: Дограф, 1999.
3. Яковенко О.К. Жанровые особенности фэнтези (на основе анализа словарных дефиниций фэнтези и научной фантастики)
4. http://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovye-osobennosti-fentezi-na-osnove-analiza-slovarnyh-definitsiy-fentezi-i-nauchnoy-fantastiki
Место