Вопрос. Особенности формирования характера у младших школьников

Вопрос. Качества ума как индивидуальные различия в мыслительной деятельности человека. Самостоятельность мышления.

Мышление определяется, как процесс обобщенного познания действительности. То есть получение общей информации о ней происходит на уровне терминов. Мыслительные задачи решают с помощью:

Анализа. Это умственная операция, посредством которой происходит разделение целого на составные части. С него начинается исследование.

Синтеза. Подразумевает мысленный и практический процесс объединения фрагментов в единую картину. Эта операция противоположна анализу, но они обе взаимодополняемые. Если информация по проблеме неясна, сначала требуется анализ.

Сравнения. Осуществляется сравнение объектов с целью нахождения общих черт и отличий. Все люди индивидуальны и с разным мышлением. О качестве ума Персональные различия мыслительного процесса индивида проявляются в разных качествах ума, которые он демонстрирует при осуществлении деятельности.

Наиболее значимые из них – это:

· Самостоятельность мышления. Выражается в умении человека высказывать свое мнение, ставить цели и задачи, находить ответы и принимать решения, при этом, не прибегая к помощи других людей. Главными процессуальными чертами самостоятельного мышления специалистов управленческого профиля являются критичность, гибкость мышления, развитые навыки когнитивного самоконтроля, привычка вникать в смысл анализируемых фактов и явлений.

· Широта. Характеризуется всеобъемлющим кругозором, стремлением к познанию нового, самосовершенствованием в разных областях науки и практики.

· Глубина. Величайшее свойство, позволяющее человеку заглянуть вглубь проблемы, увидеть детали, которые другие не замечают, найти выход и спрогнозировать дальнейшее развитие.

· Гибкость. Позволяет человеку быстро пересматривать принятые решения, исправлять неправильные, причем новым неординарным способом.

· Быстрота. Выражается в скорости решения задач и мыслительного процесса. Зависит от опыта, накопленных знаний и умений.

· Критичность. Это свойство позволяет индивиду давать объективную оценку отрицательным и положительным характеристикам явлений. А также скрупулезно, выдержано и хладнокровно, проверять истинность решений.

Самостоятельность и критичность ума – прекрасный тандем предпосылок творческой, новаторской деятельности личности. Другие индивидуальные качества ума.

вопрос. Особенности формирования характера у младших школьников.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.

Эти правила, обязанности развивают у школьника:

· организованность,

· систематичность,

· целеустремленность,

· настойчивость,

· аккуратность,

· дисциплинированность,

· трудолюбие.

Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. У учащихся I—II классов создаются привычные формы поведения в коллективе, которые формируются в условиях коллективного труда, игры, учения. Они закрепляются, и учитель учит переносить это воспитанное отношение в другие ситуации, а это и создает ту основу, на которой воспитывается в дальнейшем важная черта характера — коллективизм.

Характер младших школьников отличается некоторыми возрастными особенностями.

· Дети импульсивны — склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, но подумав и не взвесив всех обстоятельств.

Причина — потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Младшие школьники, как правило, отличаются бодростью, жизнерадостностью. Они общительны, отзывчивы, доверчивы, справедливы. В ряде случаев ученики начальных классов обладают отрицательными формами поведения, к ним относятся, например, капризность, упрямство. Обычная причина их — недостатки семейного воспитания. Ребенок привык к тому, что дома все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чем не видел отказа. Капризность и упрямство — своеобразная форма протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо. Порой у детей проявляется лживость, причиной которой может быть буйная фантазия ребенка или желание скрыть свой дурной поступок из-за боязни наказания.

В младшем школьном возрасте характер еще только формируется, важно предупредить превращение временных, случайных психических состояний в черты характера. Иногда упрямство выступает как временное состояние, как ответ на несправедливость, обиду и т.д. Трудно преодолеть упрямство у детей потому, что они часто путают упрямство с настойчивостью, считая такое качество хорошим.

Основой дисциплинированности является убежденность, моральная устойчивость, быть дисциплинированным по убеждению, а не по принуждению. У детей младшего школьного возраста важно выработать некоторые привычки общественного поведения, которые будут развивать у них привычку поступать должным образом по убеждению, а, следовательно, способствовать формированию сознательной дисциплинированности.

Основной причиной проявления упрямства у детей является подавление их самостоятельности, свободы, инициативы. Самостоятельность как черта характера приобретает большое значение в учебной работе. Учитель учит ребенка мыслить и действовать самостоятельно, знакомит его с приемами самостоятельной работы, учит его самостоятельно добиваться знаний и овладевать умениями, освобождая его от излишней опеки. В раннем детстве очень распространено подражание, которое не теряет своего значения и в школьные годы.

Ученику можно показать, как делать, но нельзя делать за ученика; необходимо учить его самостоятельно преодолевать трудности.

Во время учебных занятий надо учить таких школьников проявлять настойчивость, выдержку, самостоятельность, решительность, дисциплинированность.

Знание дает ориентировку как во внешнем мире, так и в себе самом, а это уже формирует уверенность и решительность. Если ребенок проявил несколько раз решительность, то он начинает верить в себя; у него появляется мысль «я могу». Поверив себе в одном деле и проявив решительность, ребенок начинает проявлять ее в других делах.

Выдержка еще слабо развита у младших школьников; они быстро поддаются настроению и открыто, а порой бурно выражают свои чувства. Если взрослые в семье невыдержанные, это отражается на ребенке — он тоже не сдержан, много кричит, шумит. У такого ребенка часто меняется настроение — оно отражает изменение настроения взрослых в семье. Отсутствие выдержки у ребенка часто бывает связано с его нервными заболеваниями, травмированием его.

Учитывая положительное и отрицательное в поведении школьника, узнав, что умеет и как умеет делать ученик, как он проявляет себя в определенной обстановке, учитывая влияния, которые оказывают на учащегося окружающие, учитель сможет воздействовать на формирование положительных черт характера ученика, ставя его в определенные условия и организуя его деятельность.

Основные пути воспитания характера школьника.

1. Формирование мировоззрения, убеждений как основы характера. Направленность личности определяется богатством знаний, практической деятельностью, выражается в жизненных устремлениях человека.

2. Организация деятельности (учебной, игровой, трудовой), в процессе которой человек практически овладевает правилами поведения.

3. Создание целенаправленного коллектива и хороших коллективистических отношений между людьми.

4. Воспитательное значение примера людей, с которыми живет, учится и работает человек. Пример людей нашей героической эпохи, пример литературных героев, товарищей, родителей и воспитателей является психологической основой преднамеренного или непреднамеренного подражания, отражается на поступках, отношениях и поведении человека.

5. Самовоспитание — когда человек знает сильные и слабые стороны своего характера и может наметить пути формирования у себя положительных черт характера — имеет огромное значение для воспитания характера.

По отношению к младшему школьнику, для которого поступление в школу означает начало нового ответственного этапа формирования его личности, особенно важно единство требований школы и семьи. С начала школьного обучения ребенок начинает подвергаться воспитательному воздействию с двух сторон, и чрезвычайно важно, чтобы эти воздействия шли в одном и том же направлении. Отсутствие такого единства приведет либо к полному разладу в поведении школьника, либо к формированию двойственных форм поведения: одна манера поведения будет проявляться в школе, другая (совершенно противоположная) - дома.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: