В настоящем своде правил применены термины по СП 251.1325800, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 вход в здание с уровня земли (здесь): Высота крыльца (разница отметок уровня пожарного проезда и площадки перед входом) не превышает 1,5 м.
3.1.2
дополнительное образование: Вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. [1, статья 2, пункт 14] |
3.1.3 единовременная вместимость здания ОДО: Общее число единовременно находящихся в здании обучающихся и посетителей.
3.1.4 посетители (здесь): Посетители, из числа населения, группы зрелищных помещений и других автономных блоков.
3.1.5 зона (подзона) участка: Часть территории, предназначенная для работы по определенному профилю, направлению, форме, видам работы.
3.1.6 лаборатория (здесь): Подразделение ОДО для какого-либо вида технического творчества обучающихся; либо специально приспособленное для проведения научно-исследовательской и образовательной деятельности; группа специально оборудованных помещений и сооружений для какого-либо вида технического творчества обучающихся.
3.1.7 объединение (здесь): Общее число обучающихся по одной программе дополнительного образования, структурный элемент ОДО; объединение может состоять из одной или нескольких групп, разбитых по возрасту или уровню навыков обучающихся.
3.1.8 направленность программы дополнительного образования: Образовательные программы дополнительного образования, объединенные по признаку общности основного процесса деятельности (профилю); по каждой реализуемой направленности в ОДО может функционировать одно или несколько объединений.
3.1.9 пропускная способность здания ОДО: Общее списочное число обучающихся по программам дополнительного образования.
3.1.10 рекреация (здесь): Помещение для ожидания занятий и отдыха между занятиями.
3.1.11 сменность: Число академических занятий в одном помещении ОДО в течение дня.
3.1.12 функционально-планировочная группа (блок) помещений: Помещения, объединенные одним направлением деятельности (содержанием или формой работы).
Сокращения
АПС - автоматическая пожарная сигнализация;
ДОО - дошкольная образовательная организация;
ИКТ - информационно-коммуникационные технологии;
КПД - коэффициент полезного действия;
МГН - маломобильная группа населения;
ОДО - организация дополнительного образования;
ОО - общеобразовательная организация;
ОУ - осветительная установка;
ТСО - технические средства обучения.
4 Общие положения. Типология организаций дополнительного образования
4.1 Здания (помещения) ОДО проектируют для осуществления образовательной деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с [1 ], [7 ].
4.2 Проектирование зданий ОДО осуществляется с учетом возможности реализации следующих дополнительных общеобразовательных программ:
- общеразвивающих (научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественной (по видам искусств), историко-культурной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной и иных направленностей);
- предпрофессиональных (спорт, искусство).
4.3 Организации дополнительного образования детей предусматриваются следующих видов:
- многопрофильные: ОДО, реализующие дополнительные общеобразовательные программы для детей по нескольким направленностям;
- однопрофильные: ОДО, реализующие дополнительные общеобразовательные программы одной направленности.
4.4 В соответствии с СанПиН 2.4.4.3172 здания ОДО могут быть пристроенными к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), а также встроенными в жилые дома и встроенно-пристроенными к жилым домам, зданиям административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), в том числе размещаться в помещениях организаций образования, спорта, культуры.
4.5 Функциональная структура зданий ОДО, состав и площадь элементов земельного участка и основных функциональных помещений ОДО устанавливается заданием на проектирование в зависимости от:
1) условий реализации дополнительных общеобразовательных программ:
- видов реализуемых программ обучения,
- численности объединений и наполняемости групп (определяется в соответствии с [8 ] и по согласованию с муниципальными и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования),
- режима занятий обучающихся (в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172);
2) наличия дополнительных функций:
- проведения массовых мероприятий для обучающихся (олимпиады, конкурсы, разноуровневые соревнования в системе дополнительного и общего образования, развлекательных мероприятий, в том числе с присутствием родителей и законных представителей),
- функционирования детских общественных объединения и организаций,
- массовых мероприятий для взрослого населения района,
- возможности использования помещений ОДО населением района для досуга.
4.6 Учебные помещения проектируют исходя из следующих условий:
- направленность реализуемой в помещении дополнительной общеобразовательной программы;
- уровень специализации по направленности;
- количество единовременно занимающихся;
- возраст и возрастной состав обучающихся (одновозрастной, разновозрастной, совместные занятия обучающихся с родителями);
- форма занятий (очная: индивидуально, в группе, всем составом объединения; заочная: дистанционно в режиме реального времени, самостоятельные занятия индивидуально и в группах);
- дополнительная общеобразовательная программа и длительность (срок) обучения по ней.
4.7 В зданиях ОДО следующие помещения допускается проектировать с возможностью использования населением:
- группа массовой и зрелищной работы (концерты, праздники, досуг);
- библиотечно-информационный центр (клубы по интересам, общественные чтения, библиотека);
- спортивные помещения (игры, соревнования);
- помещения учебно-воспитательной работы (кружки для взрослых в вечернее время и выходные).
В зависимости от планируемого режима использования указанных помещений взрослым населением:
- группа помещений выделяется в обособленный блок с отдельным входом (при использовании свободных помещений во время функционирования ОДО для обучающихся);
- отдельные входы не предусматриваются (при использовании помещений вечером и в выходные дни).
4.8 В здания ОДО допускается встраивать ДОО при условии их функционального выделения в отдельный блок с устройством отдельного входа в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 и пунктом 5.2.2 СП 4.13130.2009.
4.9 Типы зданий ОДО по единовременной вместимости характеризуются двумя показателями - числом обучающихся в учебной части и числом мест в зрительном зале.
4.10 При расчете мощности организации учитывается только общее количество обучающихся, занимающихся в объединениях ОДО (без учета вместимости зрительного зала).