О формально-логическом суждении

 

Формально-логическим мы называем суждение, которое рассматривалось и рассматривается в формальной логике. Это вид суждения, представленный впервые Аристотелем, а затем сохраненный традиционной логикой.

Конечно-логическое, прежде всего, есть формально-логическое суждение S-P. Как известно, по Аристотелю суждение есть или утверждение или отрицание; поэтому с точки зрения качества он делил суждение на два вида: на положительное и отрицательное суждения. Эти суждения исключают друг друга и являются противоречащими; если поставить вопрос на категориальном уровне, то надо сказать, что утверждаемое положительным суждением отрицается отрицательным и наоборот. В категориальном смысле существует только одно положительное суждение и только одно отрицательное; и суждение, как таковое, только одно.

Суждение является конечно-логическим, так как утверждение и отрицание есть высказывание смысла категории конечного; ведь конечным называется то, что есть это, а не другое? Что нечто есть это, представлено положительным суждением и что нечто не есть это — отрицатель­ным; точнее: положительное суждение высказывает смысл категории конечного, отрицательное — то же самое, но с отрицательной стороны. Положительные и отрицательные суждения непосредственно высказывают (мысленно высказывают) природу определенности (о которой шла речь выше). Простейшее мысленное высказывание определенности есть суждение.

Но, как это вытекает из природы определенности, для ее полного мысленного высказывания нужны положительное и отрицательное суждения; поскольку определенности присущи как положительный, так и отрицательный моменты, постольку ее нельзя полностью высказать только одним суждением — или только положительным или только отрицатель­ным. Какую-нибудь определенность можно, конечно, высказать и одним суждением (не только суждением, но и одним понятием), если мы, вместе с тем, подразумеваем второе суждение и если суждение, высказывающее определенность, энтимемно. Но полное логическое оформление такого подразумевающегося необходимо для логического.

Говорят, что суждение есть мысль, которая истинна или ложна; это определение суждения неверно, поскольку истина и ложь приписываются умозаключению, доказательству и могут быть приписаны также и понятию, тем более если мы стоим на позициях материалистической теории отражения. То, что может быть характеристикой всех форм мысли, ясно, не будет достаточным для определения какой-нибудь одной формы. Признак «истины-лжи» суждению не приписывается, если его понимают с точки зрения исчисления предложений. Функция истинности не может определить суждение, так как суждение, с точки зрения логической связи, не может быть функциональным отношением, которое имеет внешний характер и характерно только для математического. Неправильна та мысль (например, Декарта), согласно которой в суждении, как в утверждении-отрицании, действует свободная воля (и поэтому суждение может быть как истинным, так и ложным), так как такое понимание суждения психологистично, а логика должна с необходимостью исключать психологическое. Из логики так же должно быть исключено сведение суждения к субъективной убежденности, так как и такое понимание также психологистично, тогда как логика, как это выяснилось выше, имеет дело только с тем, что объективно в мысли.

Определенное основание суждения, как утверждения и отрицания, есть два момента определенности — моменты положительности и отрицательности. Поэтому надо сказать, что суждение есть простейшая объективная определенность в мысли. Определенность является объективным основанием суждения, но суждение само есть определенность, именно логическая определенность, которая имеет объективный характер, поскольку логическая определенность есть своеобразное высказывание определенности, существующей независимо от нее.

Положительное суждение высказывает то, что нечто есть это — нечто имеет этот признак; а отрицательное суждение является высказыванием того, что нечто не есть это — нечто не имеет этого признака; в суждении, в формально-логическом смысле, ничего иного не высказывается. Здесь высказывание одной определенности разделено на ива, их связь потеряна; в формальной логике «S есть Р» ничего не говорит о том, что «S не есть другое»; это высказывается отрицательным суждением — «S не есть Р». В формальной логике утеряна связь этих двух сторон — одна определенность разложена на его две стороны; они, положительные и (отрицательные суждения, рассматриваются в отрыве друг от друга. Формальная логика не рассматривает логической связи положительного и отрицательного суждения, именно их категориальной связи. Формально-логическое понимание суждения оставляет без внимания логическую связь формы положительности с формой отрицательности, тогда как в категориальном смысле должно быть не два суждения, а только одно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: