Проверочная работа
По РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 класс
Вариант 1
Инструкция по выполнению работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите
к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Текст 1
Какая ч..дес..ная держ..т..ся погода Дни ст..ят солнеч..ные, а по ночам по(д/т)м..ражива..т. Звёзды обсыпа..т (2) тёмное небо и ярко бл..стят. (4)
Наступа..т п..ра л..стопада и лист..я круж..т..ся день и ноч... Среди д..рев..ев ст..новится св..тло и просторно. Из леса веет пр..хладой. По утрам с..ребряные капли р..сы покрывают осенн..ю л..ству и ни(з/с)кий кустарник у мес..ной реч..ки.
|
|
Ос..нь время отлёта п..рнатых в тёплые кр..я (1). Птиц.. соб..рают..ся в б..льшие (3) стаи. Ч..рными обл..ками л..тают по п..лям и лугам скв..рц... Когда на неб.. гасн..т последн.. луч.. со..нца, из прибрежных б..лот ра (з/с)д..ют..ся т..инственные звуки. Это выс..ко в небо п..днимают..ся жур..влиные косяки. (Орфограммы графически обозначаем!!!!)
1 | Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы | |
и знаки препинания. |
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
1)– фонетический разбор;
2) – морфемный разбор;
3) – морфологический разбор;
4) - синтаксический разбор предложения.
3
4
5
6
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Алфавит, звонит, фарфор, упростит.
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
В оранжерее за растениями ухаживают, создают им тропический климат.
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Юра ответил что книгу он купил на международной ярмарке детской литературы
|
|
2) По словам Юры это лучшая книга из серии приключенческих романов
3) Елена Ивановна объявила Юра расскажет нам о самых интересных книжных новинках
4) Книги какого автора ты предпочитаешь Юра
Ответ. __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Давайте разучим к конкурсу бальных танцев венский вальс!
2) Ты Олег теперь будешь танцевать в паре с Таней.
3) Шагни вперёд с левой ноги и сделай поворот!
4) Олег занимается бальными танцами уже два года.
Ответ. __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
7
8
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Наступает долгожданная весна и освобождает от снега деревья.
2) Радостно светит солнышко и быстро тает на полях снег.
3) Мы идём по лесу уже два часа и почти не ощущаем усталости.
4) Красивый и могучий дуб рос на высокой горе.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.
Текст 2
(1)Карлуха – воронёнок. (2) Живёт он во дворе и делает тут всё, что хочет, а больше всего он хочет прятать. (3)Прячет всё, что только в клюв попадёт: корку, кожуру от колбасы, камешек. (4)Прячет он так: шагает и по сторонам смотрит, а как высмотрит местечко укромное – тык в него носом! (5)Положит и сверху травой прикроет, оглядится: никто не видел?
(6)Раз он пуговицу прятал, сунул её в самую густую траву и стал травой же прикрывать. (7)Пригнул колосок, а колосок распрямился. (8)Ромашку наклонил – и ромашка поднялась. (9)Колокольчик согнул – и колокольчик поднялся! (10)Старался-старался, прятал-прятал, а пуговица сверху лежит, у всех на виду. (11)Вот она. (12)Любая сорока украдёт. (13)Сороки уже близко в кустах тарахтят, вот-вот пуговицу увидят. (14)Растерялся Карлуха, даже каркнул от удивления, забрал свою пуговицу и на новое место пошагал прятать. (15)Скорей запихнул воронёнок её под кирпич, побежал, щепочку принёс, заткнул дырочку, моха нащипал, камешек сбоку привалил и для верности сам сверху сел.
(16)Сороки нахальные тарахтят, замышляют что-то, а Карлуха сердится. (17)Ромашку сорвал, лапой прижал, клювом лепестки ощипывает, а со стороны мне кажется, что он на ромашке гадает: украдут – не украдут, украдут – не украдут. (18)Какой же удивительной сообразительностью отличаются некоторые птицы!
(По Н. Сладкову)
Определите и запишите основную мысль текста.
9 Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о сообразительности воронёнка Карлухи? Запишите ответ.
Ответ. __________________________________________________________________________
10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6−9 текста. Запишите ответ.
Ответ. __________________________________________________________________________
11 В предложениях 17−18 найдите слово со значением «находчивость, смекалка». Выпишите это слово.
Ответ. __________________________________________________________________________
12 В предложениях 13−15 найдите антоним к слову «далеко» и выпишите его.
Ответ. __________________________________________________________________________
©