2. Мотивационно-ориентировочный этап
| Проверка д/з (выступление – краткое индивидуальное сообщение учащегося о жизни и творчестве писателя).
Формулировка темы урока.
Слово учителя: ребята! Как вы уже поняли, сегодня мы с вами будем знакомиться с творчеством советского писателя, сценариста и драматурга, Михаила Михайловича Зощенко.
Творчество Михаила Зощенко – самобытное явление в русской советской литературе. Находясь у истоков советской сатирико-юмористической прозы, он выступил создателем оригинальной комической новеллы, продолжившей в новых исторических условиях традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова. Наконец, Зощенко создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль.
Мы знаем: писатель и эпоха неделимы. Ребята, напомните, в какое время жил Зощенко? Что происходило в стране? Счастлив ли был советский человек? (писатель жил в уникальной стране, и его нравственное, гражданское формирование как сатирика пришлось на послереволюционное время, это время гражданской войны и становления молодой республики).
Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Михаила Зощенко, который называется «Собачий нюх».
Прием «Корзина идей».
Учитель задает вопрос: как вы думаете, о чем может быть этот рассказ? Учащиеся, не читая произведения, только по названию высказывают свои мнения по поводу содержания рассказа, записывают предположения в тетрадях. Учитель в виде тезисов фиксирует их кратко на доске (в «корзинке»), независимо от того, верны они или нет (предполагая, что рассказ о собаке, учащиеся могут уточнить, о какой именно собаке может идти речь). При этом разговор не должен быть затянут.
Слово учителя: в названии рассказа кроется тема нашего урока и проблемный вопрос, на который мы должны ответить.
| · Подготовленный ученик выступает с рассказом о жизни и творчестве М. Зощенко;
· Самостоятельно формулируют тему урока, отвечая на вопросы учителя.
|
3. Операционно-исполнительный этап
| Прием «чтение с остановками».
Учитель читает рассказ по частям, после каждой части делает паузу и задает учащимся вопрос: как вы думаете, что произойдет дальше? Также после прочтения каждой части учитель спрашивает у учащихся, какие из их предположений сбылись.
Первая часть:
«У купца Еремея Бабкина сперли енотовую шубу.
Взвыл купец Еремей Бабкин. Жалко ему, видите ли, шубы.
– Шуба-то, говорит, – больно хороша, граждане. Жалко. Денег не пожалею, а уж найду преступника. Плюну ему в морду.
И вот вызвал Еремей Бабкин уголовную собаку-ищейку. Является этакий человек в кепочке, в обмотках, а при нем собака. Этакая даже собачища – коричневая, морда острая и несимпатичная.
Ткнул этот человек собачку свою в следы возле двери, сказал «пс» и отошел».
Вторая часть:
«Рухнула бабка на колени перед агентом.
– Да, – говорит, – попалась. Не отпираюсь. И, говорит, пять ведер закваски – это так. И аппарат – это действительно верно. Все, говорит, находится в ванной комнате. Ведите меня в милицию.
Ну, народ, конечно, ахнул.
– А шуба? – спрашивают.
– Про шубу, – говорит, – ничего не знаю и ведать не ведаю, а остальное – это так. Ведите меня, казните.
Ну, увели бабку.
Снова взял агент собачищу свою, снова ткнул ее носом в следы, сказал «пс» и отошел».
Третья часть:
«Повела собачища глазом, понюхала пустой воздух и вдруг к гражданину управдому подходит.
Побелел управдом, упал навзничь.
– Вяжите, – говорит, – меня, люди добрые, сознательные граждане. Я, говорит, за воду деньги собрал, а те деньги на прихоти свои истратил.
Ну, конечно, жильцы навалились на управдома, стали вязать. А собачища тем временем подходит к гражданину из седьмого номера. И теребит его за штаны».
Четвертая часть:
«Побледнел гражданин, свалился перед народом.
– Виноват, – говорит, – виноват. Я, говорит, это верно, в трудовой книжке год подчистил. Мне бы, говорит, жеребцу, в армии служить и защищать отечество, а я живу в седьмом номере и пользуюсь электрической энергией и другими коммунальными услугами. Хватайте меня!
Растерялся народ.
«Что, – думает, – за такая поразительная собака?» А купец Еремей Бабкин заморгал очами, глянул вокруг, вынул деньги и подает их агенту.
– Уводи, – говорит, – свою собачищу к свиньям собачьим. Пущай, говорит, пропадает енотовая шуба. Пес с ней…».
Пятая часть:
«А собачища уж тут. Стоит перед купцом и хвостом вертит. Растерялся купец Еремей Бабкин, отошел в сторону, а собака за ним. Подходит к нему и его калоши нюхает. Заблекотал купец, побледнел.
– Ну, – говорит, – бог правду видит, если так. Я, говорит, и есть сукин кот и мазурик. И шуба-то, говорит, братцы, не моя. Шубу-то, говорит, я у брата своего зажилил. Плачу и рыдаю!
Бросился тут народ врассыпную. А собачище и воздух некогда нюхать, схватила она двоих или троих – кто подвернулся – и держит.
Покаялись эти. Один казенные денежки в карты пропер, другой супругу свою утюгом тюкнул, третий такое сказал, что и передать неловко.
Разбежался народ. Опустел двор. Остались только собака да агент.
И вот подходит вдруг собака к агенту и хвостом виляет».
Шестая часть:
«Побледнел агент, упал перед собакой.
– Кусайте, – говорит, – меня, гражданка. Я, говорит, на ваш собачий харч три червонца получаю, а два себе беру…
Чего было дальше – неизвестно. Я от греха поскорее смылся».
Затем учитель задает общие вопросы:
· Какое событие лежит в основе рассказа?
· О чем, на ваш взгляд, этот рассказ?
· Почему собака безошибочно определяла людей, которым было за что каяться?
· Кого или что высмеивает автор?
· Есть ли в рассказе положительный герой? Почему?
· Каковы интересы действующих лиц?
· Присутствует ли в рассказе голос самого автора?
Слово учителя: перед нами картина распада всех связей, извращение принципов и ценностей, деградация человека. Рассказ начинается с того, что «у купца сперли шубу». Для расследования кражи вызывают агента с собакой. Эта собака выступает в качестве «детектора лжи». По очереди она определяет виновных: бабка Фекла кается в самогоноварении, управдом разоблачен в том, что собрал с граждан деньги за воду, а деньги на прихоти свои истратил; гражданин из седьмого номера подчистил год в трудовой книжке, избежал службы в армии, а сам истец шубу-то и украл и, чтобы избежать дальнейшего расследования пытается всучить деньги агенту.
А дальше – больше. И другие признались. В заключение рассказа выясняется, что и сам агент – преступник: крадет из «собачьего харча» два червонца из трех.
Можно ли рассказ М. Зощенко назвать юмористическим? Подумайте, какие слова-ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «юмор»? (учащиеся высказывают свои мысли).
Слово учителя: однажды писатель заметил: «Почти 20 лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал». Юмор предполагает веселый, доброжелательный смех, а в рассказах Зощенко к смеху примешивается досада, грусть. Автор высмеивает нелепость жизни, пошлость и никчемность существования обывателей, изображает героев в карикатурном виде. Это признаки сатиры. Высмеивая зло, автор утверждает добро.
Вспомним, чем отличаются юмор и сатира, обращаясь к толковому словарю.
Юмор – изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.
Сатира – обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.
· Чему учит рассказ Зощенко? Какую мысль он пытается донести?
Итак, главная мысль рассказа Зощенко «Собачий нюх» заключается в том, что совесть человека, совершившего неправомерный поступок, не дает ему жить спокойно и достаточно малейшего толчка со стороны, чтобы признаться в содеянном. Так и случилось в этом рассказе, когда собака-ищейка подходила к людям, и они признавались в том или ином проступке.
Рассказ Зощенко «Собачий нюх» учит не нарушать законы и вести добропорядочный образ жизни, чтобы не пришлось виниться перед людьми в неблаговидном поступке.
Прием «Перекрестная дискуссия».
Тема дискуссии: «Всегда ли можно найти виновного?».
Учитель: этот рассказ показывает нам только героев, которым есть, в чем каяться. Но как вы думаете, можно ли найти людей, которые не совершали ошибок? А бывают ли ситуации, когда обвиняют невиновного? И всегда ли виновные получают по заслугам? (частные вопросы, которые могут быть заданы для ответа на главный, проблемный вопрос урока).
Учащиеся должны составить список аргументов «за» и «против». Если в классе различные мнения, можно разделить класс на 2 группы, в зависимости от их точки зрения. Дети должны строить сложные предложения: «Да, виновные есть всегда, потому что…/нет, есть люди невиновные, потому что…».
| · Внимательно слушают рассказ, отвечают на вопросы учителя после каждой части;
· Отвечают на вопросы по содержанию рассказа, анализируют его совместно с учителем;
· Приводят свои ассоциации к слову «юмор»;
· Участвуют в «перекрестной дискуссии», высказывают свою точку зрения.
|