Общенаучные принципы построения образовательных программ и их роль в теории и практике начального образования

ü принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребёнком разнообразных связей между его объектами и явлениями;

ü принцип учёта индивидуальных возможностей и способностей школьников. Использование разноуровневого по трудности и объёму представления предметного содержания через систему заданий, что открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации дивидуальных образовательных программ, ребёнка. Каждый ребёнок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников, а более подготовленные учащиеся имеют шанс расширить свои знания (по сравнению с базовым);

ü   принцип прочности и наглядности  реализуется через рассмотрение частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от усвоенной закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневое по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает, прежде всего, продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу), что приводит к принципиально новой структуре учебников УМК и подачи материала: каждое последующее возвращение к пройденному

ü принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка в условиях обучения, идущего впереди развития. Предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребёнка;

ü принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач практической деятельности повседневной жизни, умениями работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь) и продуманная система выхода за рамки этих трёх единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации; умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебных группах), в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности);

ü способности работать самостоятельно (не в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию);

ü принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребёнка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу.

Современные требования к образовательным программам начального образования.

С момента вступления в силу нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стали предъявляться новые требования к структуре основной образовательной программы, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена:                     - формирование общей культуры обучающихся;                                      - духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;                                                                                                                - создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность;                                  - развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование;                                                                                         - сохранение и укрепление здоровья младших школьников.

Основная образовательная программа начального общего образования включает в себя следующие разделы:

·  пояснительную записку;

·  планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

·  базисный учебный план образовательного учреждения;

·  программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

·  рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов;

·  программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

·  программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

· программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

·  программу коррекционной работы;

·  систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, должно самостоятельно разработать с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников основную образовательную программу, включающую в себя иные локальные акты по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определённые уставом образовательного учреждения.

(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: