Методические рекомендации к самостоятельной работе студента

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По дисциплине «Семейное право»

Методические рекомендации по организации работы студентов во время проведения лекционных занятий

Особенность семейного пра­ва как отрасли права, заключается в том, что оно, как никакая другая отрасль, соприкасается с жизнью каждого человека. Рож­даясь, мы уже вступаем в семейные правоотношения и на протяжении всей жизни исполняем права и обязан­ности детей, родителей, супругов.

Еще одна интересная черта семейного права - его чуткость ко всем происходящим в обществе изменени­ям. Это может быть проиллюстрировано массой примеров. В дохристианской Руси существовало два способа заключения брака - это женокрадство и появившаяся чуть позже договороподобная категория (жену покупа­ли). Еще чуть более века назад известный классик российского правоведения А. И. Загоровский, создавая свой «Курс семейного права», выделял три группы личных неимущественных прав супругов: права, принад­лежащие только жене, только мужу и общие права.

Сегодня же феминистское движение привело к тому, что женщина и мужчина уравнены, в том числе, и в семейных правах. Одновременно процессы либерализации, происходящие в западных странах, ввели в правовую жизнь такой институт, параллельный браку, как парт­нерство. Развитие медицинских технологий заставляет переосмысливать веками наработанные понятия родительства. В биоэтике рассматриваются три вида родительства - биологическое, социальное и техническое, а в СК РФ уже сейчас есть нормы, касающиеся суррогатного материнства.

Семейное право интересно еще и тем, что оно требует понимания сути регулируемых им отношений, специалист в этой области должен обращаться к смежным наукам - психологии, социологии, философии. Поэтому студентам предлагается ряд тем для докладов и рефератов именно такого характера.

Изучение студентами дисциплины «Семейное право» предусматривает проведение лекционных и практических занятий под руководством преподавателя согласно расписанию занятий, а также самостоятельное освоение дополнительной литературы, нормативных актов и судебной практики при подготовке к практическим занятиям и эку.

Дидактическое назначение лекции заключается в том, чтобы ввести студентов в предмет, ознакомить с ее основными категориями, закономерностями изучаемой дисциплины и ее методическими основами, пробудить в них интерес к проблематике и стремление к самостоятельному мышлению. Тем самым, определяются содержание и характер всей дальнейшей работы студента.

С самого начала лекции студенту необходимо настроить себя на активное ее прослушивание. Не жалейте места в тетради (всегда оставляйте поля), это позволит Вам делать комментарии, пометки. Помните, что любая тема и ее основные идеи должны быть найдены Вами в кратчайшее время. Хороший конспект лекций значительно облегчает подготовку к практическим занятиям, а в дальнейшем к экзамену.

Упростить работу с лекционной тетрадью поможет использование текстовыделителей и памяток-стикеров.

Студентам рекомендуется завести свой словарь терминов (алфавитный или тематический), куда стоит записывать все незнакомые термины и/или термины, вызвавшие затруднение.

 

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям.

При проведении практических занятий студенту важно добиться не простого заучивания материала, а его осмысление и понимание. Это возможно только при активном участии самих студентов в процессе обучения. Существенную помощь студентам здесь окажут предложенные в конце каждой темы контрольные вопросы, а также задания для самостоятельной работы.

Для каждого занятия представлены подборки дополнительной литературы, нормативно-правовых актов, судебной практики. Так как объем настоящей рабочей программы достаточно ограничен, в ней не приводятся выходные данные каждого нормативно-правового акта, поскольку студент сможет найти его в любой справочно-правовой си­стеме. К каждой теме также прилагается список заданий и практических задач. В конце каждой темы приведе­ны тесты для закрепления пройденного материала.

В процессе проведения практических занятий студентам предлагается выполнение различного рода зада­ний, в том числе решение ситуационных задач (многие из которых составлены на основе изученной судебной практики судов общей юрисдикции Российской Федерации); подготовка исковых заявлений или отзывов на них; разработка текстов договоров и соглашений; подготовка устных докладов на заданную тему; написание небольших рефератов и эссе; проведение модельных судебных процессов и круглых столов по дискуссион­ным вопросам семейного права; решение тестовых заданий.

Ответ на практическом занятии не предполагает простого чтения готового материала, студент должен отвечать свободно, прибегая к помощи заранее подготовленного материала. Студентам, имеющим проблемы с дикцией и/или подачей материала, имеет смысл проговорить свое выступление заранее.

 

Методические рекомендации к самостоятельной работе студента.

Главной формой приобретения знаний была и остается самостоятельная работа по изучению курса с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельная работа – основа образования. В структуре це­лостного педагогического процесса она, с одной стороны, высту­пает как внеаудиторная работа обучающихся, точнее самостоятель­ная работа с учебной литературой, выполняемая вне основного рас­писания занятий учебного заведения. Такая работа включает в себя следующие элементы: ознакомительное чтение материала по дан­ному вопросу с определением его места и связей в системе изучае­мых, исследуемых, прорабатываемых проблем; повторение, вдум­чивое чтение с составлением плана прочитанного; выделение глав­ного по каждому пункту составленного плана; запись отобранного материала и т.д.

С другой стороны, самостоятельная работа - это сис­тематическая, планомерная, целенаправленная работа обучающе­гося, осуществляемая им в ходе обязательных по расписанию учеб­ных занятий, где он слушает и самостоятельно конспектирует объяс­нение преподавателя; на практических занятиях он - в одиночку или в коллективе - выполняет задания, решает задачи.

Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, которую студент совершает индивидуально или в группе без непосредственной помощи преподавателя (но так или иначе под контролем преподавателя), руководствуясь сформированными ранее знаниями и представлениями. Компетентностная модель образования предполагает значительное увеличение доли самостоятельной активности студента для реализации цели образовательной программы.

Задача преподавателя заключается в организации самостоятельной работы, позволяющей сформировать у студента необходимые знания, умения и навыки;

Задача студента заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя овладеть заявленной компетенцией, а также приобрести и/или развить способность к самостоятельному приобретению знаний, умений, навыков, а также к способности к самоорганизации и саморефлексии учебно-познавательной деятельности.

Изучение курса «Семейное право», а соответственно и семейных правоотношений, с объективной необходимостью предполагает сочетание анализа теоретических вопросов с практикой их применения при разрешении правовых споров в данной области знаний.

Возможные виды самостоятельной работы студентов:

  1. Работа со словарями и справочниками; анализ основной и дополнительной литературы, нормативно-правовых актов и судебной практики.
  2. Самостоятельное изучение материала по первоисточникам.
  3. Работа с библиотечными каталогами, самостоятельный подбор необходимой литературы.
  4. Самостоятельный поиск необходимой информации в сети Интернет.
  5. Конспектирование первоисточников.
  6. Реферирование первоисточников.
  7. Составление аннотаций.
  8. Составление рецензий.
  9. Составление обзора публикаций по теме.
  10. Составление и разработка словаря (глоссария).
  11. Составление или заполнение таблиц.
  12. Прослушивание аудиозаписей, просмотр видеоматериала по тематики дисциплины.
  13. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации.
  14. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии.
  15. Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на занятии.
  16. Подготовка доклада и написание тезисов доклада.
  17. Подготовка к участию в деловой игре.
  18. Подготовка к групповому обсуждению кейс-задания.
  19. Выполнения заданий для самоконтроля.
  20. Подготовка презентаций.

Одним из важных шагов к решению задач реализации самостоятельной работы по дисциплине «Семейное право» является формирование у студентов умения студентов работать с первичными текстами и создавать тексты вторичные. Вторичные тексты служат для хранения, накопления, переработки, аналитики и первичных знаний. Именно это назначение и определяет их существенную роль в обучении «Семейному праву»: создавая вторичные тексты, студент приобретает навыки самостоятельной обработки, кодировки и извлечения научной и любой другой информации. К вторичным текстам относятся эссе, рефераты, глоссарии, конспекты, опорные конспекты, рецензии, учебные записи, аннотации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: