Алиментные обязательства бывших супругов (ст.90 СК РФ)

Между бывшими членами семьи, а именно между бывшими супругами в силу закона и в указанных случаях может возникнуть алиментное обязательство. Правом на получение алиментов от бывшего супруга обладают:

- бывшая жена в период беременности и в течение 3-х лет со дня рождения общего ребенка;

-нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком – инвалидом до достижения ребенком 18 лет, или ребенком-инвалидом с детства 1 группы;

-нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента прекращения брака.

К нетрудоспособным относятся инвалиды 1, 2 и 3 группы (дать ссылку на разные источники по 3-группе).

- нуждающийся бывший супруг, достигший пенсионного возраста не позднее чем через 5 лет с момента расторжения брака, если состояли в браке длительное время.

Сравним основания, названные в абз. 3 и 4. Если в первом случае правовое значение имеет наличие нетрудоспособности, приобретенной в браке или в течение 1 года после расторжения брака, не только по достижении возраста, но и по иному основанию, то во втором - имеет правовое значение достижение пенсионного возраста и длительность состояния в браке. Закон не определяет, какой именно срок является длительным, однако практика исходит из того, что длительным является срок не менее чем в 10 лет. И, тем не менее, продолжительность брака должна оцениваться судом, исходя из конкретных обстоятельств дела. По мнению М.В. Антокольской, суд при рассмотрении дела должен принимать во внимание также причины расторжения брака, состояние супругов длительное время в фактических брачных отношениях (стр. 353). Если же бывший супруг вышел на пенсию до достижения пенсионного возраста, например, по выслуге лет, то этот факт не может рассматриваться, как основание возникновения обязанности по содержанию в связи с достижением пенсионного возраста.

Размер алиментов определяется в твердой денежной сумме, исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимание обстоятельств (если алименты взыскиваются в судебном порядке). Размер алиментов и порядок их уплаты м.б. установлен и соглашением сторон, либо брачным договором.

Освобождение супруга от обязанности по содержанию другого супруга (бывшего супруга) или ограничение этой обязанности сроком. Ст. 92 СК РФ указывает на основания освобождения супруга от обязанности по содержанию другого нетрудоспособного нуждающегося супруга. К таким основаниям относятся следующие обстоятельства:

1. нетрудоспособность возникла в результате злоупотребления алкоголем, наркотическими веществами, или в результате совершения умышленного преступления;

2. непродолжительность состояния в браке;

3. недостойное поведение в семье супруга, требующего выплаты алиментов.

В соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 25.10.1996 г. № 9 как недостойное поведение в семье может рассматриваться злоупотребление истцом спиртными напитками, наркотиками, жестокое отношение к членам семьи, иное аморальное поведение в семье (бывшей семье)

Основания прекращения уже существующего алиментного обязательства:

1.прекращение нуждаемости получателя;

2. изменение материального и (или) семейного положения плательщика;

3.вступление супруга в новый брак (если супруг не вступил в новый брак, но состоит в фактических брачных отношениях алиментное обязательство прекращению, как представляется, не подлежит, но м.б. прекращено по другому основанию - прекращение нуждаемости получателя, получение материальной помощи от фактического супруга, но только если этот факт будет установлен судом);

4. помещение супруга, получающего алименты в дом инвалидов на полное государственное обеспечение, либо передача его на обеспечение (попечение) общественной организации, либо частных лиц (например, в случае заключения договора ренты) может явиться основанием для освобождения от уплаты, если отсутствуют исключительные обстоятельства, делающие необходимыми дополнительные расходы. (См. п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 25.10.1996 г. № 9.)

Наличие трудоспособных совершеннолетних детей, обязанных оказывать материальную помощь не освобождает бывшего супруга от уплаты алиментов, но при определении размера алиментов м.б. учтены такие алиментообязанные лица и привлечены к участию в деле в качестве 3-х лиц.

 

47.Алиментные обязательства других членов семьи.

К другим членам семьи, на которых может быть возложена обязанность по уплате алиментов при наличии определенных обстоятельств, относятся братья и сестры (полнородные и неполнородные), бабушки и дедушки, внуки, пасынки и падчерицы, а также фактические воспитанники. Их алиментные обязательства являются алиментными обязательствами второй очереди, так как возникают при условии невозможности получения взыскателем алиментов от алиментнообязанных лиц первой очереди (родителей, совершеннолетних детей, супруга или бывшего супруга).

Другие члены семьи могут заключить соглашение об уплате алиментов, в котором будут предусмотрены размер, условия и порядок уплаты алиментов. Если соглашение об уплате алиментов отсутствует, то заинтересованная сторона может взыскать алименты в судебном порядке.

Взыскание алиментов с братьев и сестер в судебном порядке возможно при наличии следующих оснований:

  • а) алиментнообязанные братья или сестры должны быть совершеннолетними, трудоспособными и обладать необходимыми для уплаты алиментов средствами;
  • б) нуждающиеся в получении алиментов братья или сестры должны являться несовершеннолетними или совершеннолетними нетрудоспособными.

Обязанности дедушки и бабушки по содержанию внуков предусмотрены при наличии следующих условий:

  • а) дедушки и бабушки располагают необходимыми для уплаты алиментов средствами;
  • б) нуждающиеся в получении алиментов внуки являются несовершеннолетними или совершеннолетними нетрудоспособными.

Обязанности внуков по содержанию дедушек и бабушек возникают при наличии следующих условий:

  • а) внуки являются совершеннолетними, трудоспособными и обладают необходимыми для уплаты алиментов средствами;
  • б) дедушки или бабушки являются нетрудоспособными и нуждаются в материальной поддержке.

Обязанность фактических воспитанников содержать своих фактических воспитателей обусловлена наличием таких условий, как:

  • а) совершеннолетие и трудоспособность фактических воспитанников;
  • б) нетрудоспособность и нуждаемость в помощи фактических воспитателей.

Обязанности пасынков и падчериц по предоставлению содержания отчимам или мачехам возникают при наличии следующих условий:

  • а) трудоспособность совершеннолетних пасынков или падчериц, обладающих необходимыми для уплаты алиментов средствами;
  • б) нетрудоспособность нуждающихся в помощи отчимов или мачех.

Суд вправе освободить ответчика (воспитанника, пасынка или падчерицу) от обязанности содержать фактического воспитателя, отчима или мачеху, если: а) он жил с ними менее пяти лет; б) воспитание и содержание осуществлялось ненадлежащим образом по причинам, признанным судом неуважительными.

При отсутствии соглашения сторон размер алиментов, взыскиваемых в судебном порядке на содержание братьев и сестер, внуков, бабушек и дедушек, отчимов и мачех, фактических воспитателей, в каждом отдельном случае устанавливается судом исходя из материального и семейного положения плательщика и получателя алиментов и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

 

48.Соглашение об уплате алиментов.

Соглашение об уплате алиментов — взаимосогласованное волеизъявление лица, обязанного уплачивать алименты, и их получателя относительно размера, условий и порядка уплаты алиментов.

Соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению (п. 1 ст. 100 СК РФ). Несоблюдение нотариальной формы влечет за собой признание алиментного соглашения недействительным. Нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов имеет силу исполнительного листа (п. 2 ст. 100 СК РФ).

Соглашения от имени несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и лиц, признанных недееспособными в судебном порядке, заключаются их законными представителями (родителями, опекунами и т.д.). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет и лица, ограниченные в дееспособности в судебном порядке, заключают соглашения об уплате алиментов с согласия своих законных представителей.

Субъектный состав соглашений об уплате алиментов является предметом научной дискуссии. Одни исследователи (М. В. Антокольская, И. М. Кузнецова и др.) убеждены в том, что соглашения об уплате алиментов могут быть заключены лицами, как имеющими в соответствии с СК РФ право на взыскание алиментов в судебном порядке, так и любыми другими, например, двоюродными братьями и сестрами, дядями (тетями) и племянниками, фактическими супругами и т.д.

Другие ученые (О. Ю. Косова, А. М. Нечаева и др.) считают, что соглашения об уплате алиментов вправе заключать только лица, указанные в гл. 13—15 СК РФ. Данная позиция представляется более убедительной. В семейном праве, и отличие от гражданского, нет никаких указаний на возможность существования соглашений, прямо не предусмотренных законом. Гражданское право допускает заключение соглашений, которые, хотя и не предусмотрены законом, но не противоречат ему. Лица, не входящие в установленный законом состав субъектов алиментных обязательств, могут заключать гражданско-правовые договоры о предоставлении содержания. Однако, к таким договорам недопустимо применение норм семейного законодательства, предусматривающего ряд специальных гарантий осуществления права на получение содержания. Так, гражданско-правовые договоры о предоставлении содержания не будут иметь силу исполнительного листа даже в случае их нотариального удостоверения.

В соответствии со ст. 101 СК РФ к заключению, исполнению, расторжению и признанию недействительным соглашения об уплате алиментов применяются общие нормы ГК РФ, регулирующие заключение, исполнение, расторжение и признание недействительными гражданско-правовых сделок. Семейный кодекс РФ устанавливает специфические особенности, связанные с заключением, исполнением, расторжением и признанием недействительными таких соглашений.

По взаимному согласию сторон соглашение об уплате алиментов может быть изменено или расторгнуто в любое время. Изменение или расторжение соглашения об уплате алиментов должно быть произведено в той же форме, что и само соглашение об уплате алиментов, т.е. в письменной форме с обязательным нотариальным удостоверением.

Односторонний отказ от исполнения соглашения об уплате алиментов или одностороннее изменение его условий не допускаются.

Если стороны не могут достичь согласия по вопросу об изменении или расторжении алиментного соглашения, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с иском об изменении или о расторжении этого соглашения при наличии следующих оснований:

  • а) другая сторона существенно нарушает договор (п. 2 ст. 450 ГК РФ);
  • б) в случаях, предусмотренных в самом соглашении об уплате алиментов;
  • в) при существенном изменении материального или семейного положения сторон. Существенным признается такое изменение, при котором исполнение соглашения в прежнем виде приведет к значительному нарушению интересов одной из сторон. При решении вопроса об изменении или прекращении соглашения в судебном порядке суд вправе также принять во внимание любой иной заслуживающий внимания интерес сторон, например, увеличение числа лиц, состоящих на иждивении плательщика алиментов, вступление получателя алиментов, получающего алименты от бывшего супруга, в фактические брачные отношения и т.д. Причины, по которым произошло изменение материального или семейного положения сторон, значения не имеют. Не принимается во внимание также возможность сторон предвидеть данные изменения в момент заключения соглашения.

Таким образом, семейное законодательство предусматривает более гибкий порядок изменения и расторжения соглашений об уплате алиментов под контролем суда, чем общий порядок изменения и расторжения соглашений, установленный ст. 451 ГК РФ.

При изменении или расторжении соглашения об уплате алиментов в судебном порядке обязательства сторон считаются измененными или прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или расторжении этого соглашения (ст. 453 ГК РФ).

Соглашение об уплате алиментов может быть признано недействительным полностью или частично при наличии предусмотренных законом обстоятельств.

Общими основаниями признания алиментного соглашения недействительным служат основания, предусмотренные гражданским законодательством для признания недействительными сделок. Так, возможно признание недействительным соглашения, не соответствующего закону или иным правовым актам, нотариально не удостоверенного, совершенного лицом (лицами), не обладающим дееспособностью в полном объеме либо не способным понимать значения своих действий или руководить ими и т.п.

Вместе с тем семейным законодательством устанавливается специальное основание недействительности соглашения об уплате алиментов: существенное нарушение интересов получателей алиментов — несовершеннолетних детей или недееспособных членов семьи. Понятие существенного нарушения интересов несовершеннолетнего или совершеннолетнего недееспособного получателя алиментов устанавливается судом в каждом конкретном случае. Можно предположить, что существенное нарушение интересов получателя алиментов может проявиться в установлении крайне невыгодных для него сроков, порядка и способов уплаты алиментов.

Согласно ст. 102 СК РФ существенным нарушением интересов получателя алиментов является установление размера алиментов на несовершеннолетнего ребенка ниже размера алиментов, которые он мог бы получать при их взыскании в судебном порядке (ст. 81 и п. 2 ст. 103 СК РФ). Таким образом, размер алиментов на несовершеннолетних детей, установленный в алиментном соглашении, не может быть ниже: на одного ребенка — одной четверти заработка (иного дохода) плательщика алиментов; на двух детей — одной трети заработка (иного дохода) плательщика алиментов; на трех и более детей — половины заработка (иного дохода) плательщика алиментов. В противном случае алиментное соглашение признается недействительным в соответствии со ст. 102 СК РФ.

Содержание алиментного соглашения составляют его условия, определяющие не только размер, но также способы, порядок, сроки уплаты алиментов и иные важные для сторон вопросы (порядок индексации размера алиментов, ответственность за нарушение соглашения и др.).

Способы и порядок уплаты алиментов стороны определяют по своему усмотрению. Законодатель допускает выплаты:

  • а) в долях к заработку (иному доходу);
  • б) в твердой сумме, уплачиваемой либо единовременно, либо периодически;
  • в) путем предоставления имущества;
  • г) иными способами по договоренности сторон, в том числе их комбинированием.

В соглашении об уплате алиментов стороны вправе определить порядок индексации размера алиментов. Индексация представляет собой механизм увеличения размера платежей в условиях инфляции. Индексация размера алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов, может быть увязана с такими экономическими показателями, как уровень потребительских цен, величина прожиточного минимума, средняя заработная плата по РФ в целом или в отдельном субъекте РФ и т.д. Способ индексации размера алиментов может осуществляться посредством установления ежемесячного размера алиментов в российских рублях, эквивалентного определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах.

Если в алиментном соглашении порядок индексации размера алиментов не предусматривается, применяются правила ст. 117 СК РФ, установленные для индексации алиментов, взыскиваемых в судебном порядке.

При заключении соглашения об уплате алиментов стороны вправе установить меры ответственности за нарушение условий этого соглашения.

 

49.Порядок уплаты и взыскания алиментов.

При отсутствии соглашения об уплате алиментов лицо, имеющее право на алименты, может обратиться в суд с заявлением о взыскании алиментов, независимо от срока, истекшего с момента возникновения права на алименты (ст. 106, п. 1 ст. 107 СК РФ).

Обращение в суд с требованием о взыскании алиментов происходит по правилам, установленным гражданско-процессуальным законодательством. Иск о взыскании алиментов может быть предъявлен как по месту жительства ответчика, так и по месту жительства истца (ст. 28, ч. 3 ст. 29 ГПК РФ). Истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины (подп. 2 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).

Алименты на несовершеннолетних детей можно взыскать и в упрощенном порядке — по заявлению о вынесении судебного приказа. Судебный приказ выдается мировым судьей (п. 1 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ) единолично и является одновременно исполнительным документом (ст. 121 ГПК РФ). Судебный приказ выдается только в случаях, если заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц (ст. 122 ГПК РФ).

По общему правилу алименты уплачиваются с момента обращения управомоченного лица в суд, т.е. со дня подачи искового заявления (заявления о выдаче судебного приказа), однако суд вправе взыскать алименты и за прошедший период — в пределах трех лет с того же момента, если будет установлено, что:

  • а) истец (заявитель) принимал меры к получению алиментов (пытался разыскать плательщика, заключить соглашение с ним);
  • б) обязанное лицо уклонялось от уплаты (например, скрывало свое место нахождения, свои доходы, отказывалось заключить соглашение и т.д.).

Семейный кодекс РФ предусматривает возможность взыскания алиментов на несовершеннолетних детей еще до принятия судом решения о взыскании алиментов (п. 1 ст. 108). Это допускается в любое время после принятия заявления о взыскании алиментов в случаях, когда суд устанавливает, что ответчик не выполняет обязанность но содержанию детей.

По этому поводу ВС РФ разъяснил: когда дело о расторжении брака и о взыскании алиментов на детей откладывается в связи с тем, что назначен срок для примирения сторон, суд также выясняет, участвует ли ответчик в содержании детей. Если суд установит, что ответчик уклоняется от этой обязанности, он вправе своим постановлением временно взыскать с ответчика алименты до окончательного рассмотрения дела (п. 9 постановление Пленума ВС РФ от 05.11.1998 № 15).

В отношении других получателей алиментов (совершеннолетних детей, родителей, супругов и бывших супругов, братьев и сестер, внуков, бабушек и дедушек, фактических воспитателей, отчима и мачехи) суд может вынести постановление о временном взыскании алиментов только одновременно или после вынесения решения суда, но до вступления решения суда о взыскании алиментов в законную силу.

Размер временно уплачиваемых алиментов определяется в отношении алиментных обязательств родителей и детей по правилам ст. 81 СК РФ. Если по окончательному решению суда алименты будут назначены в большем размере, образовавшаяся разница уплачивается обязанным лицом получателю алиментов, а если в меньшем — выплаченные суммы алиментов не могут быть истребованы обратно, за исключением случаев, предусмотренных ст. 116 СК РФ.

Если при взыскании алиментов по другим категориям алиментных обязательств, кроме обязательств по содержанию несовершеннолетних детей их родителями, в результате обжалования судебного решения алименты были установлены в более низком размере, чем тот, в котором производилось временное взыскание алиментов, выплаченные суммы алиментов обратному взысканию не подлежат. Если размер алиментов в результате обжалования судебного решения был установлен в более высоком размере, чем тот, в котором производилось временное взыскание алиментов, образовавшаяся разница подлежит выплате лицом, обязанным уплачивать алименты в соответствии со ст. 113, 114 СК РФ.

Порядок взыскания алиментов определяется СК РФ и Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Законодательством установлена обязанность администрации организации по месту работы плательщика алиментов ежемесячно удерживать алименты из заработной платы и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты и выплачивать или переводить их лицу, получающему алименты, не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты плательщику алиментов заработной платы или иного дохода. В то же время соглашением об уплате алиментов может быть установлен иной порядок. Обязанность администрации удерживать алименты, предусмотренная ст. 109 СК РФ, распространяется на администрацию предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.

Удержания из заработков или иных доходов плательщика производятся после удержания налогов в соответствии с налоговым законодательством. Расходы по переводу сумм алиментов их получателю относятся на счет плательщика алиментов.

При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов (п. 2 ст. 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Ограничения размера удержаний из заработной платы и иных доходов алиментнообязанного лица не распространяются на случаи взыскания алиментов по исполнительным листам на несовершеннолетних детей, когда размер удержаний может составлять до 70% заработка должника (п. 3 ст. 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Ограничения размера удержаний из заработной платы и иных доходов плательщика алиментов не действуют также при уплате алиментов по нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов, так как в этом случае размер алиментов определяется соглашением сторон и может превышать 50% (ст. 103, 110СКРФ).

Обязанностью администрации организации, производившей удержание алиментов на основании решения суда или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, является в трехдневный срок сообщить судебному приставу-исполнителю по месту исполнения решения о взыскании алиментов и лицу, получающему алименты, об увольнении лица, обязанного уплачивать алименты, а также о новом месте его работы или жительства, если оно ей известно (п. 1 ст. 111 СК РФ). Обязанность в трехдневный срок сообщить об изменении своего места жительства или работы судебному приставу-исполнителю и лицу, получающему алименты, закреплена также и за самим плательщиком алиментов (п. 2 ст. 111 СК РФ). Более того, на лиц, обязанных уплачивать алименты несовершеннолетним детям, возложена дополнительная обязанность представлять сведения о наличии дополнительного заработка и иного дохода.

Наконец, обязанностью администрации организации по месту удержания алиментов является индексация размера алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, которая производится пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте РФ по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте РФ указанной величины производят эту индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по РФ (ст. 117 СК РФ).

Отказ администрации предприятий, учреждений или организаций, удерживающих алименты, от проведения индексации не допускается. В случае возникновения спора, связанного с индексацией размера алиментов, индексация производится судебным приставом-исполнителем. Решение администрации предприятий, учреждений или организаций или судебного пристава-исполнителя об индексации алиментных платежей может быть обжаловано в суд.

Порядок индексации размера алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов, как уже отмечалось, предусматривается сторонами в самом соглашении, а при отсутствии в алиментном соглашении соответствующих условий индексация производится в том же порядке, как при взыскании алиментов по решению суда в твердой денежной сумме.

При обращении взыскания на имущество плательщика алиментов ст. 112 СК РФ устанавливает следующую очередность.

В первую очередь взыскание алиментов и задолженности по ним производится из заработка и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты. Для определения вида заработка или доходов, из которых должны взыскиваться алименты па несовершеннолетних детей, следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841.

При недостаточности заработка и (или) иного дохода плательщика алиментов удержание алиментов и задолженности по ним во вторую очередь производится из денежных средств плательщика, находящихся на счетах в банках (иных кредитных учреждениях) или переданных им по договорам коммерческим и некоммерческим организациям. Исключением являются случаи, когда внесение вклада в соответствии с гражданским законодательством влечет за собой переход права собственности на этот вклад. Такой переход нрава собственности имеет место при внесении вкладов в хозяйственные общества и товарищества, а также в производственные и потребительские кооперативы (ч. 2 п. 2 ст. 48 ГК РФ). В этом случае собственниками внесенных вкладов становятся указанные юридические лица, а их учредители или участники сохраняют лишь обязательственные права на вложенное имущество.

В третью очередь взыскание обращается на иное имущество, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством может быть обращено взыскание.

Порядок обращения взыскания определяется гл. 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве", с учетом ст. 446 ГПК РФ, определяющей имущество должника, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.

Если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций.

Задолженность по алиментам образуется в случаях, когда сторонами было заключено соглашение об уплате алиментов или судом было вынесено решение о взыскании алиментов, но фактически уплата алиментов по этим документам не производилась. Задолженность по алиментам следует отличать от взыскания алиментов за прошедший период, предусмотренное ч. 2 п. 2 ст. 107 СК РФ, когда сторонами не заключалось соглашения об уплате алиментов и не было судебного решения о взыскании алиментов.

Задолженность по уплате алиментов может образоваться но разным причинам. Если образование задолженности произошло по вине должника, задолженность взыскивается за весь период, в течение которого алименты не уплачивались. Если должник не виновен в образовании задолженности (продолжительная болезнь, отсутствие работы по уважительным причинам, задержка зарплаты и т.п.), то задолженность по алиментам можно взыскать не более чем за три последних года.

Сумму задолженности определяет судебный пристав-исполнитель, исходя:

  • а) из размера алиментов, зафиксированного решением суда (соглашением сторон), если этот размер был установлен в твердой денежной сумме;
  • б) из части заработка (иного дохода) должника, если размер алиментов был установлен в долях;
  • в) из минимальной заработной платы, установленной в России на момент взыскания задолженности, если до этого момента должник не работал либо место его работы и наличие дохода установить не удалось.

При несогласии с определением задолженности по алиментам судебным приставом-исполнителем любая из сторон может обжаловать действия судебного исполнителя в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.

Основания и порядок освобождения от уплаты задолженности по алиментным платежам определены в ст. 114 СК РФ. В том случае, когда алименты уплачивались по соглашению сторон, плательщик и получатель алиментов вправе самостоятельно по взаимному согласию решить вопрос об освобождении плательщика от уплаты задолженности по алиментам или уменьшении этой задолженности, за исключением случаев уплаты алиментов на несовершеннолетних детей. Объясняется это тем, что родители и заменяющие их лица не вправе отказаться от получения алиментов на несовершеннолетних детей. Заключение соглашения об освобождении от уплаты задолженности, образовавшейся на несовершеннолетнего ребенка, означает фактический отказ от получения алиментов, в связи с чем заключение такого соглашения не допускается.

Суд вправе по иску лица, обязанного уплачивать алименты, освободить его полностью или частично от уплаты задолженности, если установит совокупность двух обстоятельств: 1) задолженность образовалась по уважительным причинам; 2) затруднительное материальное и семейное положение плательщика не позволяет погасить образовавшуюся задолженность. Наличие лишь одного из указанных обстоятельств не дает основания для освобождения от уплаты задолженности.

При уплате алиментов по соглашению сторон лицо, виновное в образовании задолженности, несет ответственность в порядке, предусмотренном этим соглашением.

При неуплате (задержке уплаты) алиментов, которые должны выплачиваться на основании исполнительного листа (судебного приказа), получатель вправе взыскать с виновного должника:

  • а) неустойку в размере 1/2% от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки;
  • б) причиненные этим убытки, не покрытые неустойкой. Верховный Суд РФ в п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 25.10.1996 № 9 подчеркнул, что "ответственность лица, обязанного платить алименты по решению суда, за их несвоевременную уплату (неустойка, возмещение убытков) наступает в случае образования задолженности по вине плательщика алиментов. Такая ответственность не может быть возложена на плательщика, если задолженность образовалась по вине других лиц, в частности, в связи с несвоевременной выплатой заработной платы, задержкой или неправильным перечислением алиментных сумм банками".

 

50.Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими родителями, всегда нуждаются в заботе со стороны государства. Задачей государственной важности является создание условий для полноценного развития детей, оставшихся без попечения родителей, оказание им медицинской, психологической и педагогической помощи, а также подготовка их к самостоятельной жизни.

Утрата детьми попечения родителей может вызываться разными причинами, при этом нужно знать, когда именно этот факт возник, по каким причинам, каким образом подтвердить его существование, так как своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи.

Вопросы устройства детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, а также защита их личных, имущественных прав и интересов возлагается на органы опеки и попечительства, которые наделены следующими полномочиями:

  • а) выявлять и вести учет таких детей;
  • б) избирать форму их устройства;
  • в) осуществлять последующий контроль за условиями воспитания, содержания и образования таких детей.

Необходимо отметить, что не допускается деятельность других органов (юридических и физических лиц), кроме органов опеки и попечительства, по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

В то же время в соответствии с законом должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Возможна ситуация, когда и сами родители по уважительным причинам не в состоянии воспитывать своих несовершеннолетних детей (например, из-за тяжелой и длительной болезни), поэтому они вправе обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об устройстве их детей.

Следует указать, что в СК РФ дан примерный перечень причин утраты детьми родительского попечения (смерть родителей, болезнь, длительное отсутствие, лишение родителей родительских прав или ограничение их в таких правах, уклонение родителей от воспитания своего ребенка и пр.). Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остается без попечения своих родителей, органы опеки и попечительства обязаны в течение трех дней провести обследование условий жизни такого ребенка. В частности, проверить достоверность поступившей информации об утрате ребенком попечения родителей (истребовать и изучить соответствующие документы, побеседовать с окружающими ребенка лицами и др.), принять меры к выяснению возможного наличия родственников и установить их место нахождения. При подтверждении факта отсутствия попечения родителей или их родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Законодательство предусматривает такие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как усыновление

(удочерение), опека (попечительство), передача в приемную семью на воспитание, в патронатную семью, в организации для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.

Дети, являющиеся членами одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, должны направляться в одно воспитательное учреждение, за исключением случаев, когда но медицинским показаниям или другим уважительным причинам их воспитание и обучение следует осуществляться раздельно. При устройстве ребенка нужно учитывать и его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Безусловно, усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, так как каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Только в том случае, если нет возможности передать ребенка в семью, закон допускает его направление в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, и т.п.). Тип выбираемой организации зависит от возраста и состояния здоровья ребенка. Стоит отметить, что помимо государственных и муниципальных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться в установленном законом порядке и негосударственные образовательные организации, правовые формы которых могут быть различными.

Устройство ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения ему необходимых условий содержания, воспитания и образования, исходя из его потребностей, не снимает с органа опеки и попечительства обязанности подыскивать для него усыновителей, опекунов (попечителей) или приемных родителей.

На руководителей организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, также возложена обязанность в течение трех рабочих дней со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства. За неисполнение обязанностей по информированию органов опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей, а также за предоставление заведомо недостоверных сведений и иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители организаций и должностные лица привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях.

Государственный банк данных о детях — это совокупность государственных информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов РФ (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях).

Органы опеки и попечительства, региональные и федеральный оператор осуществляют пользование банками данных о детях посредством обмена служебной информацией, при этом каждый случай обмена подлежит обязательной регистрации, во избежание несанкционированного доступа к ней, а равно ее случайного или несанкционированного изменения, уничтожения или утраты.

Итак, орган опеки и попечительства, в течение месяца со дня получения сведений о ребенке оставшемся без попечения родителей, обеспечивает его устройство, и направляет документированную информацию о ребенке, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременно в федеральный орган исполнительной власти, для учета в федеральном банке данных о детях.

Документированной информацией о детях, оставшихся без попечения родителей, является анкета ребенка, в которой содержатся следующие данные:

  • 1) фотография ребенка;
  • 2) фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, место жительства или место нахождения ребенка;
  • 3) приметы (рост, вес, цвет глаз, волос и др.);
  • 4) состояние здоровья ребенка, его физическое и умственное развитие;
  • 5) особенности характера (общительный, замкнутый и пр.);
  • 6) этническое происхождение;
  • 7) причины отсутствия родительского попечения над ребенком;
  • 8) фамилии, имена, отчества, даты рождения, гражданство, принадлежность к определенной религии и культуре (при возможности указания такой информации), состояние здоровья (при наличии документального подтверждения такой информации), место жительства и (или) место пребывания родителей либо единственного родителя ребенка, оставшегося без попечения родителей;
  • 9) фамилии, имена, отчества, пол, даты рождения, состояние здоровья (при наличии документального подтверждения такой информации), место жительства и (или) место нахождения несовершеннолетних братьев и сестер ребенка, оставшегося без попечения родителей;
  • 10) фамилии, имена, отчества, даты рождения, место жительства и (или) место пребывания других известных органам опеки и попечительства совершеннолетних родственников ребенка, оставшегося без попечения родителей, реквизиты документов, подтверждающих отказ указанных родственников принять такого ребенка на воспитание в свои семьи;
  • 11) возможные формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью;
  • 12) информация о мерах, предпринятых органами опеки и попечительства, региональным оператором и федеральным оператором но устройству и оказанию содействия в устройстве ребенка, на воспитание в семью граждан России, постоянно проживающих на территории РФ;
  • 13) информация о прекращении (с указанием причин) учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях.

Анкета создается в целях получения полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, для осуществления учета таких детей и оказание им содействия в устройстве на воспитание в семьи, а также создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей в свои семьи.

В течение месяца со дня поступления указанных сведений региональный оператор организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих как на его территории, так и на территориях других субъектов РФ. При отсутствии возможности региональным оператором устроить ребенка, по истечении месяца со дня поступления информации, федеральный оператор оказывает содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан России на территории РФ.

Отметим, что Министерство образования и науки РФ является федеральным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей[1].

Структурным подразделением Министерства образования и науки РФ, непосредственно исполняющим государственную функцию федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдающим предварительные разрешения на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством РФ, является Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей (см.: приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2013 г. № 1118).

Граждане, желающие принять ребенка на воспитание в свою семью, сами предоставляют сведения о себе региональному или федеральному оператору, которые в течение трех дней со дня получения таких сведений размещает анкету об указанном гражданине в соответствующем банке данных. В анкету включается следующая информация:

  • 1) фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, семейное положение, место жительства и (или) место пребывания, номер контактного телефона и реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • 2) заключение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, его возможности быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, либо реквизиты заключения об условиях жизни и возможности иностранного гражданина быть усыновителем, соответствующего законодательству об усыновлении государства, гражданином которого является иностранный гражданин, желающий усыновить (удочерить) ребенка (в отношении гражданина России, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, или лица без гражданства, желающего усыновить (удочерить) ребенка, — законодательству государства, в котором указанный гражданин или лицо имеет постоянное место жительства);
  • 3) информация о ребенке, которого гражданин желал бы принять на воспитание в свою семью;
  • 4) информация об избранной гражданином форме устройства ребенка в свою семью;
  • 5) информация о направлениях, выдаваемых гражданину, желающему принять ребенка на воспитание в свою семью, для посещения выбранного им ребенка, оставшегося без попечения родителей, в учреждении, в котором он находится, с указанием даты выдачи направлений, фамилии, имени, отчества указанного ребенка;
  • 6) информация о принятом гражданином решении — принять ребенка на воспитание в свою семью или об отказе от принятия такого решения с указанием причин отказа;
  • 7) информация о прекращении (с указанием причин) учета сведений о гражданине, желающем принять ребенка на воспитание в свою семью, в государственном банке данных о детях.

Важно указать, что обязательным условием для получения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального или федерального банка является подача в письменной форме заявления гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью. Региональный или федеральный оператор не позднее чем через десять дней со дня получения такого заявления обязан рассмотреть его но существу и предоставить гражданину запрашиваемую им информацию или дать мотивированный отказ в письменной форме.

В случае если несколько граждан указали одинаковую информацию о детях, которых желали бы принять на воспитание в свои семьи, приоритет в получении соответствующей информации о детях, оставшихся без попечения родителей, имеет гражданин, срок учета сведений о котором в государственном банке данных о детях установлен ранее, чем о других указанных гражданах.

Гражданину, желающему принять ребенка на воспитание в свою семью, региональным или федеральным оператором выдается направление в учреждение, в котором находится ребенок, для его посещения с уведомлением об этом органа опеки и попечительства. О выданном направлении в анкете ребенка и анкете гражданина делаются соответствующие отметки.

Если в региональном банке или федеральном банке данных о детях отсутствует запрашиваемая гражданином соответствующая информация, то на основании поданного заявления, продолжается поиск ребенка, которого гражданин желал бы принять на воспитание в свою семью.

Основанием прекращения учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях является:

— устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью;

возвращение ребенка его родителям или родителю;

  • — достижение ребенком, совершеннолетия или приобретение таким ребенком полной дееспособности;
  • — смерть ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Основанием прекращения учета сведений о гражданине, желающем принять ребенка на воспитание в свою семью, в государственном банке данных о детях является:

— принятие гражданином ребенка на воспитание в свою семью, за исключением случаев, если гражданин желает принять на воспитание в свою семью нескольких детей (до момента истечения срока действия заключения органа опеки и попечительства о возможности быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем);

заявление в письменной форме гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, о прекращении учета сведений о нем в государственном банке данных о детях;

изменение обстоятельств, которые предоставляли гражданину возможность принять ребенка на воспитание в свою семью;

смерть гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью

 

51.Усыновление (удочерение) детей: условия, порядок, правовые последствия. Основания отмены усыновления.

Российское законодательство называет усыновление в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, способствующей гармоничному развитию ребенка, так как общение родителей и детей остается одной из самых глубоких и насущных потребностей человека. Это эмоциональная первооснова семейного воспитания. Исследования в различных областях знаний (медицине, психологии, социологии) убедительно показывают, какую огромную роль в умственном, психическом, нравственном и физическом развитии личности играет родительская любовь и забота о ребенке[1].

В соответствии с законом усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, обладающие качествами, необходимыми для осуществления воспитания и всестороннего развития личности ребенка, подготовки его к самостоятельной жизни в дальнейшем.

Стоит отметить, что лица, не состоящие между собой в браке, не могут усыновить одного и того же ребенка. Законодатель исходит из того, что иное решение означало бы косвенное признание фактических брачных отношений и создавало бы неопределенность во взаимоотношениях между близкими родственниками каждого из фактических супругов и ребенком.

Усыновлению подлежат не только здоровые дети, но и дети, страдающие каким-либо заболеванием или имеющие отклонения в своем развитии. Поэтому лица, желающие взять ребенка в свою семью, должны быть осведомлены о состоянии его здоровья.

В этих целях ребенок проходит обследование экспертной медицинской комиссией, которая дает заключение о состоянии его здоровья, а также о физическом и умственном развитии. По желанию усыновителей может быть проведено и независимое медицинское освидетельствование ребенка.

Следует указать, что СК РФ не предусматривает ограничений для усыновления ребенка в зависимости от его состояния здоровья, поэтому разрешение на усыновление больного ребенка может быть дано, если будет установлено, что усыновитель добровольно и вполне сознательно принимает на себя обязанности по его воспитанию.

Для защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, законодателем установлен исчерпывающий перечень лиц, которые не могут быть усыновителями. К ним относятся:

  • — несовершеннолетние;
  • — лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • — лица, лишенные по суду родительских прав;
  • — лица, ограниченные судом в своих родительских правах;
  • — лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;
  • - бывшие усыновители, если усыновление отменено судом но их вине;
  • — лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку, попечительство, взять в приемную или патронатпую семью, устанавливается Правительством РФ (см.: постановление Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. № 117).

Медицинское освидетельствование лиц, желающих усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (см.: приложение № 1 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 18 июня 2014 г. № 290н).

В СК РФ не говорится о возможных исключениях, но следует согласиться с тем, что, если это соответствует интересам ребенка, суд может разрешить усыновление и в случаях, когда усыновители страдают заболеваниями из числа входящих в упомянутый перечень. Вероятнее всего, подобное усыновление может иметь место, когда отношения, близкие к родственным, между усыновителем и усыновляемым уже сложились и отказ в усыновлении отрицательно повлияет на ребенка;

  • - лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
  • - лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям;
  • - лица, имеющие не снятую или не погашенную на момент установления усыновления судимость за тяжкие либо особо тяжкие преступления;
  • - лица, не прошедшие психолого-педагогической и правовой подготовки, по программе утвержденной органами исполнительной власти субъектов РФ, кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;
  • - лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.

На сегодняшний день однополые браки разрешены в таких странах, как Швеция, Нидерланды, Дания, Бельгия, Франция, Великобритания (кроме Северной Ирландии), Норвегия, Испания, Исландия, Португалия, Канада, Аргентина, Уругвай, Бразилия, Новая Зеландия и ЮАР, а также в нескольких штатах США.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут усыновить российских детей при обязательном соблюдении определенных условий[2]:

во-первых, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан России, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от их гражданства и места жительства;

во-вторых, по истечении 12 месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Иностранные граждане, состоящие в браке с гражданами России, вправе усыновить российских детей, в порядке, установленном для граждан России, если иное не предусмотрено международными договорами.

Если возникнет ситуация, когда одного и того же ребенка пожелают усыновить несколько лиц, то преимущественное право будет предоставлено родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения требований закона к личности усыновителя и интересов усыновляемого ребенка.

В законе нет запрета на усыновление одновременно двух и более детей. В этих случаях об усыновлении каждого ребенка выносится отдельное решение. Учитывая, что при усыновлении прерывается правовая связь ребенка не только с родителями, но и с другими близкими родственниками (ст. 137 СК РФ), усыновление братьев и сестер разными лицами по общему правилу не допускается (п. 2 ст. 124 СК РФ). Исключение возможно в тех случаях, когда дети никогда вместе не проживали, не воспитывались, не осведомлены друг о друге и о своем родстве или один из них по состоянию здоровья не может воспитываться в семье, а также в других случаях, когда усыновление будет отвечать интересам данного конкретного ребенка.

К условиям усыновления ребенка закон относит получение согласия установленного круга лиц:

  • 1) родителей ребенка или лиц, их замещающих;
  • 2) самого ребенка, достигшего возраста 10 лет;
  • 3) супруга усыновителя, если ребенок усыновляется одним из супругов.

Раскроем содержание этих условий более подробно.

Переход в результате усыновления в полном объеме родительских прав и обязанностей к усыновителям предполагает предварительное получение согласия на усыновление родителей ребенка, которые при этом утрачивают свои родительские права.

Данная норма не вызывает сомнения в своей обоснованности, соответствует ст. 21 Конвенции о правах ребенка и является гарантией обеспечения законных прав как родителей усыновляемого ребенка, гак и самого ребенка.

Кроме того, в п. 1 ст. 129 СК РФ специально оговорено, что при усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, которые не достигли возраста шестнадцати лет, требуется также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) — согласие органа опеки и попечительства. То есть если законные представители несовершеннолетних родителей, не выразили согласия на усыновление ребенка, то усыновление не может состояться, несмотря на полученное согласие несовершеннолетних родителей.

В соответствии с законом согласие родителей на усыновление должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем организации, в которой находится ребенок, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей. Согласие родителей также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления, в свободной формулировке, вполне определенно, оно не может иметь условий и должно быть безоговорочным.

Необходимо отметить, что родители могут дать согласие на усыновление ребенка конкретным лицом либо без указания конкретного лица. Согласие родителей на усыновление ребенка может быть дано только после его рождения. Такое уточнение соотносится с общими положениями о правоспособности граждан, которая возникает в момент рождения (п. 2 ст. 17 ГК РФ).

Закон предполагает необходимость согласия обоих родителей. Даже если родители ребенка совместно и не проживают, один из них не вправе выражать согласие на усыновление от имени другого. При отказе одного из родителей усыновление невозможно, кроме случаев, предусмотренных ст. 130 СК РФ.

Важно подчеркнуть, что закон наделяет родителей правом отзыва данного ими согласия на усыновление, исходя из приоритета прав родителей на воспитание ребенка. Отозвать данное ранее согласие, независимо от мотивов, побудивших это сделать, любой из родителей может только до вынесения решения суда.

При усыновлении на территории РФ гражданами РФ ребенка, являющегося иностранным гражданином, гражданам РФ необходимо получить согласие не только законного представителя ребенка, но и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок (абз. 3 п. 1 ст. 165 СК РФ и п. 3 ст. 271 ГПК РФ).

Итак, несмотря на абсолютный характер защиты законных прав и интересов родителей, в тех случаях, когда родители не выполняют своих обязанностей по воспитанию, они не вправе рассчитывать на защиту своих родительских прав. Поэтому в виде исключения из общего правила о необходимости получить согласие родителей на усыновление закон (ст. 130 СК РФ) предусматривает случаи, когда допускается усыновление ребенка без согласия родителей:

  • 1) родители неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими;
  • 2) признаны судом недееспособными;
  • 3) лишены судом родительских прав;
  • 4) по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Под уклонением следует понимать ситуации, когда родители не проживают совместно с ребенком и не проявляют в отношении своих детей родительского внимания и заботы (не посещают детей, не переписываются с ними, не предоставляют средств на их содержание). Вышеуказанное основание представляет собой фактический состав, образуемый следующими юридическими фактами: срок непроживания совместно с ребенком составляет более шести месяцев, уклонение от воспитания, уклонение от содержания, причины, но которым родители нс осуществляли попечение над ребенком, признаны судом неуважительными. Важно учесть, что формирование данного состава зависит от ряда обстоятельств, определяющих его завершенность, в частности от того, по уважительным или неизвестным причинам родители не осуществляли попечение над ребенком. Вполне возможна ситуация, когда родители не проживают совместно с детьми и не занимаются их воспитанием и содержанием по причинам объективного характера (нахождение на стационарном лечении; в плену; под арестом; отбывание наказания в местах лишения свободы за совершение преступления; другой родитель не давал возможности воспитывать ребенка и общаться с ним и т.п.), в гаком случае нельзя говорить об уклонении родителей от участия в воспитании ребенка, а значит, необходимо их согласие на усыновление ребенка.

Если ребенок находится под опекой (попечительством), на воспитании в приемной семье, то для его усыновления требуется согласие опекуна (попечителя) ребенка, его приемных родителей или руководителя воспитательного учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей. Согласие указанных лиц на усыновление ребенка должно быть выражено в письменной форме.

При отказе опекуна (попечителя) дать согласие на усыновление ребенка (аналогичная ситуация может возникнуть с приемными родителями) органу опеки и попечительства целесообразно выяснить, чем вызваны его возражения. Если, по мнению органа опеки и попечительства, отказ дать согласие на усыновление ребенка не обоснован и противоречит его интересам, то соответствующие доводы должны быть изложены в заключении органа опеки и попечительства, представляемом в суд.

Из содержания п. 2 ст. 131 СК следует, что решение об усыновлении ребенка может быть вынесено судом и без согласия опекунов (попечителей), приемных родителей или администрации воспитательных учреждений, где находятся дети, исходя из интересов ребенка.

Следующим условием усыновления является согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление. Необходимость получения такого согласия означает, что воля 10-летнего ребенка не только учитывается, но ей придается самостоятельное, наряду с другими условиями, значение[1].

В этих целях ребенку в доступной форме работником органа опеки и попечительства объясняются сущность усыновления и вытекающие из него последствия: о правоотношениях, возникающих между ним и усыновителями, их родственниками; об утрате правоотношений с родителями (братьями, сестрами, бабушкой и дедушкой); об изменении фамилии, отчества, данных о родителях. Ребенок должен быть подробно осведомлен о личности усыновителя (усыновителей) и составить впечатление о нем (о них) по результатам личного общения.

Согласие ребенка выясняется органом опеки и попечительства, фиксируется в письменной форме и отражается в заключении об обоснованности и соответствии усыновления интересам ребенка.

Кроме того, если суд придет к выводу, что необходимо привлечь ребенка к участию в деле, то наличие или отсутствие согласия ребенка может быть установлено непосредственно в суде. В основе получения согласия ребенка на усыновление лежит общая норма ст. 57 СК РФ о праве ребенка выражать свое мнение.

Как правило, не имеет правового значения желание быть усыновленным или отказ от усыновления ребенка, не достигшего 10 лет. Хотя, если ребенок категорически возражает против усыновления конкретным усыновителем, суд должен учесть это обстоятельство в совокупности с другими необходимыми для усыновления условиями.

Однако согласие ребенка на усыновление требуется не во всех случаях. Так, п. 2 ст. 132 СК РФ предусматривает исключение из общего правила, а именно: если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление в порядке исключения может быть произведено без получения согласия усыновляемого ребенка. В этом случае согласие ребенка предполагается, поэтому было бы неправильно открывать ребенку истину и выяснять, согласен ли он на усыновление. Социально-психологическое назначение такой нормы заключается в том, чтобы избежать осложнений во взаимоотношениях ребенка со своими воспитателями, которые проживают вместе с ребенком и заботятся о нем, а сообщение ребенку о том, что данное лицо не состоит с ним в родственных отношениях, может травмировать его психику. Законодатель совершенно оправданно предусмотрел такое исключение, так как в интересах ребенка иногда лучше не знать об отсутствии кровного родства между ним и лицом, осуществляющим функции по воспитанию.

Следующим обязательным условием для усыновления является согласие супруга усыновителя на усыновление ребенка. Такое требование предъявляется в том случае, если усыновление ребенка осуществляется одним из супругов, так как нормальные условия жизни ребенка в семье не могут быть обеспечены, если супруг усыновителя возражает против усыновления по разным основаниям, в том числе из-за нежелания иметь в семье иждивенца или будущего наследника.

Безусловно, совместное усыновление супругами весьма желательно, ведь при этом создается обстановка, в максимальной степени совпадающая с отношениями в семье между детьми и их биологическими родителями.

Закон не указывает форму, в которой должно быть выражено согласие супруга усыновителя на усыновление, но целесообразно для обеспечения интересов ребенка получить такое согласие в письменной форме. Подпись супруга на его письменном согласии должна быть удостоверена в установленном законом порядке нотариусом или другими должностными лицами, имеющими право совершать нотариальные действия.

Следует указать, что получение такого согласия требуется прежде всего в интересах усыновляемого, а не в интересах супруга усыновителя. Поэтому, исходя именно из интересов ребенка, орган опеки и попечительства должен тщательно исследовать отношение к усыновлению со стороны супруга усыновителя. Ведь согласие в данном случае является одним из условий, предпосылкой, необходимой для того, чтобы усыновление состоялось.

Но и из этого правила предусмотрены исключения для случаев, когда супруги прекратили семейные отношения, хотя брак еще не расторгнут. Так, в соответствии со ст. 133 СК РФ допускается усыновление без согласия второго супруга при раздельном проживании более года, если место жительства этого супруга неизвестно.

Супругом, желающим усыновить ребенка, в суд представляется документ, подтверждающий указанные обстоятельства (справка из жилищно-эксплуатационного органа, органов внутренних дел о результатах розыска супруга, копия решения суда о признании супруга безвестно отсутствующим и др.).

При невозможности лица, состоящего в браке, приобщить к заявлению в суд об установлении усыновления ребенка соответствующий документ, в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты. К таким доказательствам, например, могут быть отнесены показания свидетелей о прекращении семейных отношений между супругами и об отсутствии сведени


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: