На выполнение пятого субтеста отводится 10 минут.
СУБТЕСТ №б «Необычные вопросы».
Работа над шестым субтестом также начинается с совместного чтения инструкции, расположенной на следующей странице Альбома:
«А теперь попробуй придумать как можно больше вопросов про эти картонные коробки.
Придумай самые разнообразные вопросы, которые бы вызывали интерес к картонным коробкам у окружающих. Постарайся,
чтобы вопросы касались таких свойств картонных коробок, о которых никто никогда не задумывался.
Запиши все придуманные вопросы на Бланке ответов*»
На выполнение шестого субтеста отводится 5 минут.
СУБТЕСТ №7 «Необычная ситуация».
На последних двух страницах Альбома расположены инструкция и изображение, необходимые для проведения седьмого субтеста. Работа начинается с совместного чтения инструкции:
«Эта ситуация, скорее всего, никогда не произойдет. Однако тебе надо представить, что это все-таки случилось. Пофантазируй: какие удивительные вещи произошли бы тогда? Какие последствия могла бы иметь эта ситуация?
|
|
Посмотри на картинку внизу. На ней нарисована эта невероятная ситуация: к облакам прикреплены веревки, которые свисают до самой поверхности земли. Что может произойти в этом случае?
Предложи как можно больше вариантов и запиши их на Бланке ответов.»
На выполнение седьмого субтеста отводится 5 минут. По окончании работы психолог хвалит обследуемых за проявленные творческие способности, собирает Альбомы и Бланки ответов, проверив, чтобы на них были указаны фамилия, имя, возраст, а также дата обследования. Вернуться к оглавлению
2.2.4. Специальные рекомендации для индивидуального проведения теста.
С детьми дошкольного и младшего школьного возраста проводится только индивидуальное тестирование. Инструкции, приведенные в предыдущей главе, требуют некоторой адаптации к лексике детей более младшего возраста. Кроме этого, при тестировании маленьких детей необходимо учитывать следующие рекомендации Е. Торренса:
1. Психолог принимает и записывает все ответы ребенка, давая ему понять, что любой ответ является ценным. Однако, если ребенок дает много неадекватных ответов, необходимо напомнить ему задачу, кратко повторив инструкцию к заданию.
2. В процессе работы необходимо получить от ребенка как можно больше ответов. С этой целью допускается оказание помощи ребенку вопросами типа: «Попробуй придумать что-то другое, не похожее на то, что ты до сих пор говорил!», «Как еще его можно улучшить?» и т. п.
3. Очень застенчивые или необщительные дети иногда не могут придумать ни одного ответа в задании. В таком случае лучше перейти к другому субтесту со словами: «Хорошо, давай оставим это на какое-то время. Может быть, ты придумаешь что-нибудь потом.» После проведения всех субтестов психолог возвращается к этим заданиям: «Попробуй еще раз придумать какие-нибудь ответы. Любые, возможно, в шутку или ради забавы.»
|
|
4. С некоторыми детьми возникает проблема снижения тревоги, которая может оставаться высокой, несмотря на усилия, предпринимаемые психологом. В этих случаях часто помогает такая фраза: «Хорошо, просто так, ради развлечения, в шутку, скажи мне, что ты думаешь. Мне очень интересно узнать об этом.» Иногда дети начинают быстро отвечать после подобных фраз.
5. При выполнении заданий с картинками (субтесты №№1,2,3,7) маленькие дети чувствуют себя более комфортно, если им в процессе тестирования разрешают держать картинку в руках. В четвертом субтесте игрушечного слоненка дают ребенку в руки для знакомства в начале работы, а затем ставят его на стол рядом с ребенком. В дальнейшем, в процессе работы ребенку не запрещают трогать или брать игрушку, но и не поощряют его к этим действиям.
6. Некоторые маленькие дети испытывают затруднения при проведении субтестов №2 «Причины» и №3 «Следствия». Они приводят цепь событий, т. е. порядок их следования, не используя при этом причинно-следственные связи. В этом случае детям следует задать уточняющие вопросы: «Почему это произошло?» и «Что может произойти из-за этого?».
7. В субтесте №4 «Улучшение предмета» для маленьких детей лучше использовать следующую инструкцию: «Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог сделать с этой игрушкой все, что угодно, как бы ты захотел ее изменить?».
8. В конце каждого задания при необходимости записываются наблюдения за поведением ребенка: какие-то необычные проявления, способы манипулирования картинкой или игрушкой и т. п.
9. При необходимости можно проводить сокращенный вариант теста, исходя из предложенной последовательности заданий, отражающих их значимость в общей структуре методики: 1) «Улучшение предмета», 2) «Необычная ситуация», 3) «Вопросы», 4) «Причины», 5) «Следствия», 6) «Необычное использование», 7) «Необычные вопросы».
Вернуться к оглавлению
Обработка результатов