Предварительные замечания

В процессе обработки результатов ответы обследуемого, данные им в каждом вербальном субтесте, необходимо оценить по следую­щим трем параметрам: «Беглость», «Гибкость» и «Оригинальность».

Параметр «Беглость» отражает «способность человека генериро­вать большое количество осмысленных идей» (Дж. Гилфорд). За каждый адекватный ответ при подсчете этого параметра обследуемо­му начисляется один балл. При этом адекватность ответа определя­ется в зависимости оттого, соответствует л и он задаче, которая была поставлена перед обследуемым в инструкции. Важно подчеркнуть, что ответы, представляющие собой сложные предложения, содержа­щие несколько различных идей, оцениваются и соответствующим ко­личеством баллов (два и более). Однако их нельзя путать с разверну­тыми ответами, в которых дополнительная информация только уточняет основную идею.

Параметр «Гибкость» отражает «способность применять различные стратегии при решении проблем, умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения» (Дж. Гилфорд). При под­счете этого параметра определяется количество категорий, к которым можно отнести ответы обследуемого. Во всех вербальных субтестах возможные категории ответов задаются заранее. В тех редких случаях, когда ответ обследуемого не удается отнести ни к одной из них, психо­лог может создавать дополнительные категории.

Параметр «Оригинальность» отражает «способность придумывать необычные, уникальные ответы, требующие «творческой силы» (Дж. Гилфорд). Концепция «творческой силы» важна для понимания содер­жания этого параметра. Ответы, не содержащие «творческой силы», то есть, очевидные, банальные, обычные, часто встречающиеся (больше, чем у 5% обследуемых), не требуют большого умственного напряжения при их создании и оцениваются при подсчете Оригинальности в 0 бал­лов. Наоборот, большая умственная энергия требуется при создании ответов, выходящих за рамки привычного, очевидного и обычного. Та­кие ответы содержат «творческую энергию» и оцениваются в 1 или 2 балла в зависимости от их редкости: 1 балл — ответы, которые встре­чаются у 2% — 4,99% обследуемых, 2 балла — ответы, которые встреча­ются менее, чем у 2% обследуемых.

Для каждого субтеста приводится два списка ответов: список от­ветов на 0 баллов и список ответов на 1 балл. Все другие ответы, не вошедшие в эти списки при подсчете баллов за Оригинальность, по­лучают оценку 2 балла. В данном Руководстве для сравнительного анализа будут приведены списки ответов, полученные на российской и американской выборках.

Внимание: Для российской выборки представлены как общие списки ответов, полученные в целом на выборке от 5 до 16 лет, так и списки, полученные отдельно на дошкольниках (5-6 лет), младших школьниках (1-3 классы) и старшеклассниках (9-11 классы). Это сделано с целью повышения измерительных возможностей Методики и увеличения ее инфор­мативности на этапе интерпретации результатов. Подсчет параметра «Оригинальность» с использованием общих списков ответов позволяет полу­чать результаты, дающие возможность сравнивать по уровню развития креативности обследуемых разного возраста. Если же Вам необходимо более тонко оценить уровень развития креативности внутри данного возрастного диапазона (дошколь­ники, младшие школьники или старшеклассники) целесообразно пользоваться и соответствующи­ми списками ответов для оценки Оригинальности.

Вернуться к оглавлению

Субтест №1 «Вопросы».

БЕГЛОСТЬ

Количество баллов за Беглость равно количеству адекватных во­просов (за каждый адекватный вопрос — 1 балл). При этом неадек­ватными считаются вопросы, на которые можно ответить сразу, по­смотрев на картинку, например:

— «На мальчике есть шапка?»,

— «Он смотрит в воду?»,

— «У него длинные уши?»,

— «Он лежит?» и т. п.

ГИБКОСТЬ

По одному баллу дается за каждую категорию, использованную обследуемым при ответе. За использование одной и той же катего­рий несколько раз баллы не начисляются. Если все ответы будут при­надлежать к одной и той же категории, то обследуемый получит за гибкость 1 балл. В этом субтесте заранее задается 17 категорий отве­тов. Для каждой категории приводятся типичные ответы. В тех дово­льно редких случаях, когда какой-либо ответ обследуемого никак не удается отнести ни к одной из перечисленных категорий, можно со­здавать дополнительные категории. Их обозначение (XI, Х2 и т. п.) заносится в Бланк фиксации результатов.

Список категорий:

Герой на картинке.

Вопросы, касающиеся физического описания героя: особенности те­лосложения, внешность, пол, возраст, физическое самочувствие, фи­зиологические потребности. Сюда не входят вопросы об одежде ге­роя, его эмоциях, мыслях и личностных особенностях, так как для них существуют специальные категории.

Это мальчик или девочка?

Сколько ему лет?

Почему у него такие необычные уши?

Насколько он большой по размеру?

Какого цвета его глаза?

2. Герои, не изображенные на картинке.

Сюда не входят вопросы о членах семьи и друзьях героя, так как для них есть специальная категория.

Кто-нибудь знает, где он находится?

Кто-нибудь послал его сюда?

Кто заставляет его смотреть в воду?

Люди смеются над ним?

У него есть враги?

Ему кто-нибудь угрожает?

Костюм, одежда героя в целом.

Почему он так одет?

Какого цвета его одежда?

Он бедно одет?

Есть ли что-то необычное в его наряде?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: