I. Обязательная часть.
Задание: 1-20. Укажите правильный вариант ответа, выбрав нужную букву.
Балл) Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв.
А) столица
Б) баюкает
В) заедать
Г) вьюнок
Балл) Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог.
А) форзац
Б) фольга
В) таможня
Г) еретик
Балл) Укажите ряд, в котором данные пары слов являются синонимами.
А) горячий — холодный
Б) разговорчивый — молчаливый
В) горячий — жаркий
Г) рыдать — смеяться
Укажите предложение, в котором выделенное слово является устаревшим.
А. По прошествии немногих лет он был избран ГУБЕРНАТОРОМ.
Б. Отряд КОСМОНАВТОВ постоянно растёт. В. Это, Нафаня, друг моего детства! В ГИМНАЗИИ вместе учились! (А. Чехов). Г. СТРЕЛЬЦЫ набирались из широких слоёв населения
Балл) Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными.
|
|
А. фельдфебель, комфорт, лекарь, земля
Б. ватрушка, жнец, мичман, галстук
В. Бутерброд, режиссёр, глобус, матч Г. пудинг, квас, одуванчик, хоккей
Задание 6-8. Укажите правильные варианты ответа, выбрав нужные буквы
Балл) Какое из перечисленных слов имеет значение «строго, до мелочей последовательный и принципиальный в своих отношениях к чему-нибудь»?
А. мелочный
Б. тщательный
В. щепетильный
Г. Придирчивый
Балл). В каком предложении вместо слова ПРАКТИЧЕСКИЙ нужно употребить слово ПРАКТИЧНЫЙ?
А. Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.
Б. Вихрев в ПРАКТИЧЕКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.
В. Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.
Г. Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.
Балл). Укажите слово, в котором верно выделены основа и окончание.
А. деся-ть
Б. пя-ть
В. гул-яет
Г. ма-ть
Балл). Укажите ряд, в котором во всех словах пропущен суффикс -Н-.
А) балова_ый, взволнова_ый, воспита_ый
Б) кова_ый, песча_ый, непуга_ый
В) выдержа_ый, копчё_ый, глазурова_ый,
Г) тума_ый, гуси_ый, деревя_ый
Балл). Укажите ряд, в котором все слова с приставкой -ПРИ-.
А)правопр_емник, пр_пятствие
Б) пр_зидент, пр_сытиться,
В) пр_вилегии, пр_вратник
Г) пр_старелый, пр_задуматься
Балл). Укажите ряд, в котором все слова мужского рода.
А) хвастунишка, маэстро, пустомеля,
|
|
Б) ябеда, кашне, фамилия,
В) такси, дочь, сыч
Г) фламинго, шимпанзе, рояль
Балл). Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначала новый этап в развитии науки и техники.
а) 1 б) 2,4 в) 1,4 г) 1,3
13. (1 балл). Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении. М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов () и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки. А) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна Б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. В) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
14.(1балл). Найдите более точное объяснение постановки знаков препинания в предложении:
Фельдшер поглядел исподлобья на доктора () и в его тёмных, мутных глазах вспыхнуло самое откровенное презрение.
А) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
В) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.
Г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
15.(1 балл). Укажите ряд, в котором есть «лишнее слово».
А) тюль, гроздь, бюллетень
Б) блистать, убирать, застилать
В) двадцать один, восемь, пять
16. (1 балл). Верно ли утверждение, что
А) в русском языке не возможно двойное ударение в слове.
Б) к односоставным предложениям относятся предложения определённо-личные, неопределённо-личные, назывные и распространённые.
В) в русском языке существует род несклоняемых существительных
Балл) Укажите словосочетание с нарушением литературной нормы.
А) приехал товарищ
Б) прикатил гость
В) высокий парень
Г) прибыл сосед
Балл) Укажите ряд, в котором пропущена буква -И-.
А) вследстви.. непогоды, вмешаться в следстви..
Б) в следстви.. по делу террористов, в продолжени.. повести
В) в продолжени.. пяти лет, в течени.. ручья
Балл) Укажите слово, в котором после приставки пропущена буква -И-.
А) без..ндукционный
Б) дез..нформация
В) от..мать
Г) без..звестный.
Балл) Укажите ряд, в котором после приставки пропущена буква -Ъ-.
А) с..язвить, пят..юдесятью
Б) сверх..естественный, об..ект
В) ш..ю, сверх..ёмкий
Прочитайте текст и выполните задания 21-25
(1) Михаил Васильевич Ломоносов занимает совершенно особое место в истории российской культуры. (2) Его имя написано золотыми буквами на скрижалях науки. (3) Жизненный подвиг этого незаурядного человека и сейчас вызывает изумление. (4) В далёком XVIII столетии крестьянский юноша, охваченный светлым порывом к знаниям, прибыл в Москву с берегов Белого моря, а в чрезвычайно короткий срок достиг вершин мировой культуры, произвел переворот в русской поэзии. (5) Ломоносов поставил и решил величайшие научные проблемы, заложил основы всего новейшего естествознания, опережая на целое столетие своих ученых-современников. (6) Родина Ломоносова – двинская земля, далекий север Русского государства. (7) С детства Ломоносов привык разделять трудности и опасности морского промысла. (8) Плавания с отцом развили в юном Ломоносове отвагу и неустрашимость, выносливость и находчивость, уверенность и наблюдательность. (9) Он любил суровый север – ледяной ветер в лицо и непокорное море. (10) С десятилетнего возраста в зимнее время Ломоносов учился читать и писать у сельского священника Семёна Никитича Сабельникова. (11) Наставник, не зная латинского языка, занимался с учеником только чтением церковных книг и исчислением (математическими вычислениями). (12) Вскоре способный ученик превзошел учителя. (13) Односельчане стали обращаться к молодому грамотею, когда надо было написать какую-либо бумагу. (14) Сохранился договор на постройку церкви, написанный рукой четырнадцатилетнего Ломоносова. (15) В этих рукописях нет орфографических ошибок. (16) Освоив грамоту, Михаил стал усердно разыскивать книги. (17) Первыми книгами, прочитанными будущим ученым, стали Славянская грамматика Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. (18) Ломоносов твердо решил найти свой путь в жизни и получить знания. (19) Он уже приобрел на родине немалые познания, но втайне мечтал учиться в школе. (20) В конце 1730 года 19-летний Ломоносов покинул отцовский дом и вслед за караваном мороженой рыбы отправился в Москву. (21) Он добрался до Москвы в начале января 1731 года и уже 15 января подал прошение о зачислении в Славяно-греко-латинскую академию.
|
|