Ограничения в статусе депутата местного самоуправления

Согласно п.6 ст. 40 Фе­дерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ, членами Совета Федерации Федерального Собрания РФ. де­путатами законодательных (представительных) органов государ­ственной власти субъектов РФ, занимать иные государственные должности РФ. государственные должности субъектов РФ. а также должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы. Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять пол­номочия депутата представительного органа муниципального об­разования, за исключением случаев.

Депутат представительного органа муниципального образо­вания, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата предста­вительного органа иного муниципального образования или выбор­ного должностного лица местного самоуправления иного муници­пального образования, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

И.А. Алексеев обращает внимание, что осуществляющие свои полномочия на постоянной основе де­путаты, члены выборного органа местного самоуправления, вы­борные должностные лица местного самоуправления не вправе  заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяй­ствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно – строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке, совета му­ниципальных образований субъекта РФ, иных объединений муниципальных образований) если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном му­ниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией[1].

Согласно пп. 3 п. 7 ст. 40 Фе­дерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключе­нием преподавательской, научной и иной творческой деятель­ности. При этом преподавательская, научная и иная творче­ская деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и ино­странных организаций, иностранных граждан и лиц без граж­данства, если иное не предусмотрено международным дого­вором РФ или законодательством РФ. В том числе, входить в состав органов правления, попечительских или на­блюдательных советов, иных органов иностранных неком­мерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законо­дательством РФ.

Провоторов Р. А. замечает, что важнейшим элементом правового статуса депутата является установление ограничений, связанных с наличием судимости, а также дове­дением этой информации до сведения избира­телей. Установление моральных цензов являет­ся надежной гарантией от проникновения в органы публичной власти представителей кри­минальных структур [11].

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, вы­борное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать огра­ничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодей­ствии коррупции», Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О муниципальной службе в Российской Федерации"  и другими федеральными законами.

Провоторов Р. А. обращает внимание на планомерную борьбу государства с коррупцией, что нашло от­ражение в правовом регулировании статуса де­путата представительного органа муниципально­го образования, а также имеет важнейшее зна­чение в процессе проведения избирательной кампании кандидата в депутаты, финансирова­ние которой должно быть полностью прозрач­ным, подлежащим отражению в финансовых отчетах по итогам выборов [11].

Автор указывает, что в 2015 г. была усовершенствована статья об ответственности за коррупцию: ч. 7.1 ст. 40 Фе­дерального закона «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена положениями, устанав­ливающими ответственность депутатов органов местного самоуправления в виде досрочного прекращения их полномочий в случае несоблю­дения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных законодатель­ством о противодействии коррупции [11].

Таким образом, обязанность соблюдать ан­тикоррупционные стандарты в полном объеме возложена не только на глав муниципальных образований и депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, но и на де­путатов, участвующих в работе представитель­ных органов местного самоуправления на непо­стоянной основе.

В 2017 г. законодатель определил порядок ответственности депутата представительного органа за достоверность и полноту сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязатель­ствах имущественного характера, предоставляе­мых в декларативном отчете, предусмотрев, что при выявлении фактов несоблюдения ограниче­ний, запретов, неисполнения обязанностей, ко­торые предусмотрены Федеральным законом «О противодействии коррупции», высшее должно­стное лицо субъекта РФ обращается с заявлени­ем о досрочном прекращении полномочий де­путата, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправле­ния, уполномоченный принимать соответству­ющее решение, или в суд [11].

Законодатель замечает, что гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправ­ления при привлечении их к уголовной или административной от­ветственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении них иных уголовно-процессуальных и администра­тивно-процессуальных действий, а также при проведении опера­тивно-разыскных мероприятий в отношении указанных лиц, за­нимаемою ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, исполь­зуемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанав­ливаются федеральными законами.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, вы­борное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу указанных лиц, в том числе по истечении срока их полномочий, кроме случаев, когда ука­занными лицами были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена уголовным и административным законодательством.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного са­моуправления, выборного должностного лица местного само­управления прекращаются досрочно в случае: смерти, отставки по собственному желанию, признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным, признания судом безвестно от­сутствующим или объявления умершим, вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда, выезда за пределы РФ на постоянное место жительства.

 Прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного госу­дарства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное про­живание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником указанного международного договора РФ, так же являются поводом для досрочного прекращения полномочий депутата.

Поводом для досрочного прекращения полномочий депутата так же являются отзыв избирателями, досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления, призыв на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного само­управления, выборного должностного лица местного самоуправ­ления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом «Об общих принципах ор­ганизации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представитель­ного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание возникло в пе­риод между сессиями представительного органа муниципального образования, — не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

На близка позиция Провоторова Р. А., о том, что на уровне Российской Федерации идет по­стоянное совершенствование статуса депутата представительного органа, однако хотелось бы более комплексного похода к законотворческой деятельности, так как это послужит несомнен­ным залогом эффективности функционирова­ния института местного самоуправления1.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: