Согласно п.6 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ, членами Совета Федерации Федерального Собрания РФ. депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, занимать иные государственные должности РФ. государственные должности субъектов РФ. а также должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы. Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев.
Депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
|
|
И.А. Алексеев обращает внимание, что осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно – строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке, совета муниципальных образований субъекта РФ, иных объединений муниципальных образований) если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией[1].
Согласно пп. 3 п. 7 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. В том числе, входить в состав органов правления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
|
|
Провоторов Р. А. замечает, что важнейшим элементом правового статуса депутата является установление ограничений, связанных с наличием судимости, а также доведением этой информации до сведения избирателей. Установление моральных цензов является надежной гарантией от проникновения в органы публичной власти представителей криминальных структур [11].
Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О муниципальной службе в Российской Федерации" и другими федеральными законами.
Провоторов Р. А. обращает внимание на планомерную борьбу государства с коррупцией, что нашло отражение в правовом регулировании статуса депутата представительного органа муниципального образования, а также имеет важнейшее значение в процессе проведения избирательной кампании кандидата в депутаты, финансирование которой должно быть полностью прозрачным, подлежащим отражению в финансовых отчетах по итогам выборов [11].
Автор указывает, что в 2015 г. была усовершенствована статья об ответственности за коррупцию: ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена положениями, устанавливающими ответственность депутатов органов местного самоуправления в виде досрочного прекращения их полномочий в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции [11].
Таким образом, обязанность соблюдать антикоррупционные стандарты в полном объеме возложена не только на глав муниципальных образований и депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, но и на депутатов, участвующих в работе представительных органов местного самоуправления на непостоянной основе.
В 2017 г. законодатель определил порядок ответственности депутата представительного органа за достоверность и полноту сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых в декларативном отчете, предусмотрев, что при выявлении фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые предусмотрены Федеральным законом «О противодействии коррупции», высшее должностное лицо субъекта РФ обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд [11].
Законодатель замечает, что гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении них иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-разыскных мероприятий в отношении указанных лиц, занимаемою ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.
|
|
Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу указанных лиц, в том числе по истечении срока их полномочий, кроме случаев, когда указанными лицами были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена уголовным и административным законодательством.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае: смерти, отставки по собственному желанию, признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным, признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим, вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда, выезда за пределы РФ на постоянное место жительства.
Прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником указанного международного договора РФ, так же являются поводом для досрочного прекращения полномочий депутата.
Поводом для досрочного прекращения полномочий депутата так же являются отзыв избирателями, досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления, призыв на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.
|
|
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание возникло в период между сессиями представительного органа муниципального образования, — не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
На близка позиция Провоторова Р. А., о том, что на уровне Российской Федерации идет постоянное совершенствование статуса депутата представительного органа, однако хотелось бы более комплексного похода к законотворческой деятельности, так как это послужит несомненным залогом эффективности функционирования института местного самоуправления1.