Система источников правового статуса депутата местного самоуправления

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Государственно-правовые дисциплины»

Контрольная работа

По дисциплине «Муниципальное право»

На тему «Статус депутата представительного органа местного самоуправления»

ПГУ 1.114040062.04.001

Специальность – 40.05.02 Правоохранительная деятельность

Специализация – Административная деятельность

                               Выполнил студент: ____________Воронкин В. А.

                                    Группа:                                               17ЮДОП7                                                                                   

                                     Руководитель

                                    к.ю.н., доцент: _______________ Стульникова О. В.

                            Работа защищена с оценкой _____________

                            Преподаватель                  _____________

                            Дата защиты                      _____________

Пенза 2020

СОДЕРЖАНИЕ

СТАТУС ДЕПУТАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ………………………………………………………… 3

1. Система источников правового статуса депутата местного самоуправления…………………………………………………………………...3

2. Статус депутата представительного органа местного самоуправления……6

3. Ограничения в статусе депутата местного самоуправления……………….  8

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………… 14

СТАТУС ДЕПУТАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Система источников правового статуса депутата местного самоуправления

Правовое регулирование статуса депутата представительного органа местного са­моуправления, осуществляется в Россий­ской Федерации Конституцией РФ, федераль­ными законами, законами субъектов РФ, уста­вами муниципальных образований и иными нор­мативными правовыми актами. Провоторов Р.А. обращает внимание, что правовой статус депутата представительного органа имеет свою специфику. Представительная власть — это институт пред­ставительства народа, выражения его воли и за­конных интересов [11].

К общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам России в сфере местного самоуправлении относится, в частности, Европейская хартия местного самоуправления, в ней закрепляются принципы, определяющие условия осуществления полномочий выборными представителями на муниципальном уровне.

Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, указывает на особую роль принципов и норм международного права в правовом закреплении прав и свобод человека и гражданина.

В тоже время Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 30 ноября 2000 г. №15-П констатировал, что Конституция РФ и федеральные законы закрепляют более высокий, чем предусмотрено международными обязательствами России, уровень гарантий самостоятельности местного самоуправления.

Основным нормативно-правовым актом о местном самоуправлении на сегодняшний день является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данным законом определены основные положения, связанные со статусом депутата органа местного самоуправления.

Статья 18 указанного закона предоставляет депутату условия для беспрепятственного и эффективного осуществления депутатских полномочий, гарантии его неприкосновенности; предусматривает возможность отзыва депутата в соответствии с уставом муниципального образования и законодательством субъектов Федерации.

Статья 40 Федерального закона о местном самоуправлении устанавливает лишь общие подходы к определению статуса депутата. В данном законе не определяются права, обязанности, виды гарантий, предоставляемых депутату местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий, и не устанавливается, какими правовыми актами они могут быть определены. В связи с этим основные вопросы правового положения депутата представительного органа местного самоуправления отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации.

Закон о местном самоуправлении расширил рамки общих принципов организации местного самоуправления, а именно урегулировал, в частности, ряд вопросов статуса депутата представительного органа местного самоуправления: устанавливает требование минимальной численности депутатов представительного органа с учетом вида муниципального образования и численности населения, определяет предел численности депутатов, работающих на постоянной основе в муниципальном образовании, закрепляет перечень оснований досрочного прекращения полномочий депутата, устанавливает дополнительные гарантии депутатской деятельности.

Регламентация депутатского правоположения осуществляется, также Федеральным законом от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Данный закон раскрывает процедуру избрания депутатов и дает определение понятия «депутат».

Закон о местном самоуправлении раскрывает понятия «должностное лицо местного самоуправления», «выборное лицо местного самоуправления», «выборное должностное лицо местного самоуправления».

Среди других федеральных законов, посвященных различным аспектам организации местного самоуправления, можно выделить: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», который устанавливает правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях нарушения указанных прав, а так же Федеральный закон от 2 марта2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», который устанавливает общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации.

Свое место среди источников института депутатского статуса занимают указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, а также нормативные акты Федерального Собрания РФ. Данные источники играют важную роль в процессе формирования и развития законодательной базы местного самоуправления, так как акты Президента определяют основные направления государственной политики в области развития местного самоуправления, ежегодные послания к Федеральному Собранию РФ указывают федеральному парламенту на необходимость решения проблем, связанных с законодательным регулированием муниципальной деятельности.

Петренко Н. И., Якимов В. А. обращают внимание, что некоторыми субъектами РФ: Оренбургская область, Псковская область, Орловская область, были приняты законы о статусе депутата представительного органа местного самоуправления [10].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: