Оценивание осуществляется с применением определенных математических правил и отражается в шкале оценок, которая позволяет выявить, скольким очкам (баллам) соответствует определенное число единиц спортивного результата. Таким образом, процесс оценивания представляет собой перевод абсолютных показателей в относительные посредством шкалы оценок.
Шкалой оценок называют закон преобразования спортивных результатов в очки.Шкала оценок может быть представлена: таблицей, графиком функции, математической формулой.
Типы шкал педагогических оценок
В ФКиС принято выделять четыре основных типашкал оценок:
1. Пропорциональная шкала предполагает начисление одинакового числа очков за равный прирост результата (например, за каждые 0,1 с улучшения результата в беге на 100 м начисляют 20 очков); принята в современном пятиборье, конькобежном спорте, биатлоне (рис. 5).
2. Регрессирующая шкала — за один и тот же прирост результата начисляют по мере возрастания спортивных достижений все меньшее число очков. Шкалы такого типа приняты в некоторых видах легкоатлетических прыжков и метаний, т.к. существуют физиологические границы возможностей организма спортсмена (рис. 6).
|
|
о |
ч |
ки |
результат Рис. 5. Пропорциональная | результат Рис. 6. Регрессирующая |
очки | очки |
результат | результат |
Рис. 7. Прогрессирующая | Рис. 8. Сигмовидная |
3. Прогрессирующая шкала — чем выше спортивный результат, тем большей прибавкой очков оценивается его улучшение, например, в плавании, в отдельных видах тяжелой и легкой атлетики (рис. 7).
4. Сигмовидная шкала (или S-образная) — улучшение результатов в зонах очень низких и очень высоких достижений поощряется скупо; больше всего очков приносит прирост результатов в средней зоне достижений. В спорте такие шкалы не используются, но они широко применяются для оценке физической подготовленности (рис. 8).