Тритоны, образующиеся сочетанием IV и VII ступеней,
встречаются в натуральном мажоре и гармоническом миноре:
Ув.4 – на IVступени
Ум.5 – на VII# ступени
1. Построй ум.5 на VII ст. и ув.4 на IV ст. во всех известных тебе минорных тональностях, разреши, подпиши интервалы и ступени (по образцу упражнений № 1-8 на стр. 16).
ПОМНИ! В миноре ум.5 на VII ст. разрешается в м.3 на I ст., а ув.4 на IV ст. – в б.6 на III ст.
ля минор | ми минор
| |||
ре минор | си минор
| |||
соль минор | фа-диез минор
| |||
до минор | до-диез минор
|
Ув.4 и ум.5 – энгармонически равные интервалы,
Т.е. звучат они одинаково. а записываются по-разному
2. Изменяя один звук, превратите данные ув.4 в ум.5:
3. Упражнения № 9-10 со стр. 16 играй и пой во всех минорных тональностях.
4. Чтение с листа. Выдели и подпиши тритоны в мелодии:
а)
б)
в)
г)
д)
5. Мелодию Сарабанды А.Корелли выучи наизусть, пой с дирижированием; транспонируй на м.3 á:
|
|
САРАБАНДА
Арканджело КОРЕЛЛИ
Контрольные задания
1. Расставь над тактами мелодии правильные номера. Запиши мелодию диктанта правильно:
а)
б)
в)
2. Определи и подпиши жанр данных фрагментов:
а) ____________________________
б) ____________________________
в) ____________________________
г) ____________________________
3. Сгруппируй длительности и расставь тактовые черты:
4. Выпиши из мелодии интервалы: а) консонансы; б) диссонансы; в) тритоны.
Определи и подпиши качественную и количественную величину интервалов:
консонансы диссонансы тритоны
5. Допиши аккорды: 6. Определи и подпиши аккорды:
М64 М53 Б64
6. Определи тональность а) мелодии; б) аккордов:
а) _________________________
|
|
б)
_____________ ____________ ____________ ____________ ____________ _____________
T53 S53 D53 T64 S64 D64
7. Транспонируй мелодию на б.2 ↑ и на м.3 ↓:
8. СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ. Запиши интервалы и аккорды
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9. Разреши тритоны. Подпиши все интервалы, указав, на каких ступенях они построены:
Ля мажор фа-диез минор Ми-бемоль мажор до минор
Ув.4 в мажоре разрешается в м.6 на III ступени, а в миноре – в б.6
Ум.5 в мажоре разрешается в б.3 на I ступени, а в миноре – в м.3
10. Определи, в каких тональностях построены эти тритоны. Правильно разреши, подпиши, укажи тональности (можешь указать только тонику: с большой буквы – мажор, а с маленькой – минор).
___________ __________ __________ _________ _________ _________ __________ __________
Может быть, эти схемы знакомых аккордов помогут тебе их правильно определять:
| |||||||||||||
. |