Тритоны в гармоническом миноре

 

Тритоны, образующиеся сочетанием IV и VII ступеней,

встречаются в натуральном мажоре и гармоническом миноре:

Ув.4 – на IVступени

Ум.5 – на VII# ступени

1. Построй ум.5 на VII ст. и ув.4 на IV ст. во всех известных тебе минорных тональностях, разреши, подпиши интервалы и ступени (по образцу упражнений № 1-8 на стр. 16).

 

ПОМНИ! В миноре ум.5 на VII ст. разрешается в м.3 на I ст., а ув.4 на IV ст. – в б.6 на III ст.

 

ля минор ми минор
 

ре минор си минор
 

соль минор фа-диез минор
 

до минор до-диез минор
 



Ув.4 и ум.5 – энгармонически равные интервалы,

Т.е. звучат они одинаково. а записываются по-разному

 

2. Изменяя один звук, превратите данные ув.4 в ум.5:

3. Упражнения № 9-10 со стр. 16 играй и пой во всех минорных тональностях.

 

4. Чтение с листа. Выдели и подпиши тритоны в мелодии:

а)

 

б)

 

в)

 

г)

 

д)

 

 

5. Мелодию Сарабанды А.Корелли выучи наизусть, пой с дирижированием; транспонируй на м.3 á:

САРАБАНДА

Арканджело КОРЕЛЛИ

 

 

 

 



Контрольные задания

1. Расставь над тактами мелодии правильные номера. Запиши мелодию диктанта правильно:

а)

 

 

б)

 

 

 

в)

 

 

 

 

2. Определи и подпиши жанр данных фрагментов:

 

а) ____________________________                                                          

 

б) ____________________________   

                                                                 

 

в) ____________________________                                                                

 

г) ____________________________                                                                                              

 

3. Сгруппируй длительности и расставь тактовые черты:

 

 

 

 

4. Выпиши из мелодии интервалы: а) консонансы; б) диссонансы; в) тритоны.

Определи и подпиши качественную и количественную величину интервалов:

                                                                                       консонансы        диссонансы          тритоны       

                                                                                                                                                                               

 

5. Допиши аккорды:                                                    6. Определи и подпиши аккорды:

                     М64                М53                 Б64   

 

6. Определи тональность а) мелодии; б) аккордов:

 

а)                                                                                                                     _________________________

 

б)

        _____________ ____________ ____________ ____________ ____________ _____________

               T53                    S53                   D53                  T64                   S64                    D64

 

7. Транспонируй мелодию на б.2 ↑ и на м.3 ↓:

 

 

       

 

 

8. СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ. Запиши интервалы и аккорды

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                     

 

9. Разреши тритоны. Подпиши все интервалы, указав, на каких ступенях они построены:

                   Ля мажор                  фа-диез минор                       Ми-бемоль мажор           до минор

 

Ув.4 в мажоре разрешается в м.6 на III ступени, а в миноре – в б.6

Ум.5 в мажоре разрешается в б.3 на I ступени, а в миноре – в м.3

 

10. Определи, в каких тональностях построены эти тритоны. Правильно разреши, подпиши, укажи тональности (можешь указать только тонику: с большой буквы – мажор, а с маленькой – минор).

 

   ___________ __________ __________ _________ _________ _________ __________ __________

Может быть, эти схемы знакомых аккордов помогут тебе их правильно определять:

 

   
 

 

 

   
  .        

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: