Инструмент – виолончель

Перед выполнением плана пролистайте весь документ до конца и прочитайте только заголовки крупным шрифтом

План 2 занятия:

1. читаем теорию

2. находим музыкальные произведения из списка Слушание музыки в интернете и слушаем

3. добавляем в презентацию PowerPoint новые  слайды.

I. ТЕОРИЯ:

ТЕМА 2

Симфонический оркестр. Группа струнно-смычковых инструментов

Здравствуйте, мои дорогие ребята! Сегодня 2 занятие.

И мы начинаем более подробное изучение оркестров именно с симфонического. На прошлом занятии вы познакомились с историей возникновения оркестра. А самые внимательные могут уже назвать и группы СО (симф.оркестр)!

Первая большая, основная и главная группа СО – это Группа струнно-смычковых инструментов. Вы прекрасно знаете, что за инструменты входят в эту группу. Но давайте познакомимся с ними еще поближе! Те, кто дочитают текст до конца, обязательно узнают что-то новое и интересное.

Смычковая группа является основой симфонического оркестра. Она самая многочисленная (в малом оркестре 24 исполнителя, в большом – до 70 человек). Включает инструменты четырёх семейств, разделённых на 5 партий. Приём divisi (разделение) позволяет образовать любое количество партий. Обладает огромным диапазоном от до контроктавы до соль четвертой октавы. Обладает исключительными техническими и выразительными возможностями.

Ценнейшее качество смычковых инструментов – тембровая однородность в массе. Это объясняется одинаковым устройством всех смычковых, а также сходными принципами звукоизвлечения.

 

 

 

Итак, 1 инструмент этой группы – это СКРИПКА (violini)!

Скрипка - 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета. Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы. По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии.

Прародителями смычковых инструментов были арабский ребаб, персидская кеманча, которые в VIII веке попали в Европу. Бродячие музыканты в средневековой Европе аккомпанировали себе на фиделе и ребеке. В эпоху Возрождения широко распространились виолы, имевшие тихий, приглушённый звук. Семейство виол было многочисленным: виола da braccio, виола da gamba, виола d amore, басовая, контрабасовая виола, виола бастарда – с основными и резонаторными струнами. Виолы имели 6 – 7 струн, которые настраивались по квартам и терциям.

Первые скрипки появились во Франции и Италии в начале XVI века.  Ее предшественницей считается виола (от итальянского слова «фиалка»). Искусство  изготовления скрипок распространилось по всей Европе, но особенно этим прославилась Италия. Родоначальником Кремонской школы был Андреа Амати, его последователи – Николо Амати (внук Андреа Амати), Андреа Гварнери, его сыновья и племянник Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари. Их инструменты отличаются прекрасной формой, превосходным материалом, исключительным тембром. Как пишет французский ученый Клод Марли «…для верхней деки скрипки нужна резонансная ель, которая росла в горах Швейцарии, для нижней деки и обечаек – клен, который чаще всего селился на равнинах Европы, для грифа – черное дерево, для смычка – «пчелиное дерево» или фернамбук... Дерево должно быть распилено не в длину, а по направлению от коры к середине…и только центральная часть ствола может считаться пригодной».

Основателями Брешианской школы в Ломбардии были Гаспаро Берталотти (Гаспаро да Сало) и Паоло Маджини (создатель первых контрабасов).

Прекрасные смычковые инструменты на рубеже XVIII и XIX веков изготовлял русский мастер Иван Батов – крепостной графа Шереметьева. Большую ценность представляют инструменты мастеров XX века – Лемана, Витачека, Подгорного.

 

2 инструмент – это АЛЬТ (viola)

 — смычковый струнный музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько бо́льших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных — c, g, d1,a1 (до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы). Наиболее употребительный диапазон — от c (до малой октавы) до e3 (ми третьей октавы), в сольных произведениях возможно употребление более высоких звуков. Ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах.

 

инструмент – ВИОЛОНЧЕЛЬ

(violoncello –«меньшая из больших виол»)

большая скрипка, на которой играют сидя, удерживая инструмент между коленями и упирая его шпилем в пол. Инструмент басового и тенорового регистра, такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно больших размеров. Виолончель имеет богатый низкий звук, широкие выразительные возможности. Вошла в музыкальный быт во второй половине XVI века. Своим созданием она обязана искусству таких выдающихся инструментальных мастеров, как Маджини, а позже - Амати и Страдивари.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: