Доклад
на тему:
«Продуктивные способы образования имён существительных»
Выполнила:
Усеинова Эвелина Эльдаровна
Принял преподаватель:
Бахича Эльнара Арифовна
Симферополь, 2020.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение
2. Лексико-семантическое словообразование.
3. Лексико-синтаксический способ.
4. Морфолого-синтаксический способ.
5. Морфологическое словообразование.
6. Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и в несловоизменительной категории рода.
Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей (книга, свитер, телефон, куртка, сани), лиц (жена, девочка, юноша, мальчик, человек), веществ (рис, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (мышь, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх) и т.д.
Существует несколько способов образования существительных: лексико-семантический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и морфологический.
|
|
Целью доклада является рассмотрение продуктивных способов образования имен существительных.
ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Одним из способов образования существительных является лексико-семантический способ. Данный способ словообразования заключается в том, что уже существующее слово в языке, приобретает новое значение. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы Таким образом, в результате переосмысления и развития в русском языке появились слова-омонимы
Например, слово бабка может иметь несколько узуальных значений:
бабка (то же, что бабушка),
бабка (надкопытный сустав ноги у животных),
бабка (одна из парных частей токарного станка),
бабка (несколько снопов хлеба, уложенных определенным образом).
При лексико-семантическом словообразовании новые слова образуются как на базе отдельных слов, так и на базе устойчивых словосочетаний: атмосферные осадки – осадки, сахарный песок – песок. В результате лексико-семантического словообразования фонетически новых слов не возникает. Образованное слово всегда принадлежит к той же части речи, что и исходное. Процесс образования новых слов лексико-семантическим способом – результат длительного словоупотребления.
кулак — сжатая кисть руки, кулак —зажиточный крестьянин.
3. ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ СПОСОБ
Следующим способ словообразования является лексико-синтаксический способ. Данный способ словообразования заключается в том, что новые слова образуются при помощи сращения сочетания слов в одну основу.
|
|
Например, с ума сшедший - сумасшедший, быстро текущий - быстротекущий, ниже подписавшийся - нижеподписавшийся.
При лексико-синтаксическом способе происходит слияние, которое в отличии от сложения, не происходит путем сложения полнозначных слов и их частей.
Данным образом образуются также слова, которые в старину писались раздельно. В современном русском языке они пишутся слитно и имеют одно ударение.
Например, сей час - сейчас, сего дня - сегодня.
В современном языке путем присоединения наречия и прилагательного или причастия образуются лексико-синтаксическим способом.
Например, мало и изученный - малоизученный, высоко и витаминный - высоковитаминный.
Результатом творческого словообразования являются окказионализмы, которые создаются в речи в какой-то определенной ситуации (одноразовые) и не принадлежат языку. Окказионализмы показывают, на что способен язык при порождении новых слов, каковы его творческие потенции, глубинные силы. Они производятся с установкой на творчество:
грустыня – от грусть и пустыня, крупноболотье – от крупный и болото, мелкотуристье – мелко и турист, повсеградно и т.д
МОРФОЛОГО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ СПОСОБ
Морфолого-синтаксический способ заключается в переходе одной части в другую. Этот способ также называют конверсией, транспозицией, функциональной омонимией. Основная причина морфолого-синтаксического способа – экономия речевых средств. Переход других частей речи в существительные называют субстантивацией.
В русском языке много существительных, которые образовались от прилагательных.
Например, жаркое лето - жаркое на ужин, мороженое мясо - сливочное мороженое, приемная комната - приемная директора, рабочий аппарат - совет рабочих, столовая ложка - хорошая столовая.
Таким образом, эти слова потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Есть 3 ступени при морфолого - синтаксическом способе:
1) Окончательный переход. При этом переходе слово, которое когда-то было одной части речи, ушло из этого класса, став другой частью речи: приданое.
2) Промежуточный, когда слово продолжает употребляться в роли первоначальной части речи, но также активно начинает использоваться как другая часть речи: столовая, данное, больной, и т.д.
3) Контекстуальный. Это временный переход слов из одной части речи в другую: без всяких «если» поговорим. Окказиональный пример: не хочу слушать всякое «менянеустраивает»!. В данном примере использовался голофразис.
МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Морфологическое словообразование — это еще один способ образования существительных. Данный способ является одним из самых продуктивных, так как именно он является основным источником образования новых слов в русском языке.
Существует несколько способов образования существительных в русском языке:
1. Префиксальный способ — это образование нового слова присоединением префикса к производящей основе. Возможно образование с иноязычной приставкой или с приставкой не-, которая образует существительные с противоположным значением: город - пригород, друг - недруг, удача - неудача, звук - ультразвук, ориентация - дезориентация, герой - антигерой, циклон - антициклон.
К окказиональным примерам относится: антитаблетин, антигрустин, антихобби, ультразверь,
2. Суффиксальный способ — это образование нового слова путем присоединения суффикса к производящей основе:
а) С помощью продуктивных суффиксов -к-, -иц-, -ниц- от существительных мужского рода образуются наименования лиц женского пола и самок животных: студент - студентка, тигр - тигрица, волк - волчица, журналист - журналистка и т.д
|
|
К окказиональным примерам относится: легендарист – легендаристка, приключенистка, единорогица, копательница и т.д
б) Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ существительных и глаголов образуют название лица, занимающегося каким-либо видом деятельности: лес - лесник, кормить - кормилец, разведать - разведчик и т.д
К окказиональным примерам относится: легенда – легендарщик, гол – гольщик, степь – степщик, штрих – штриховщик, выбрасывать – выбрасыващик, думать – думальщик и т.д
в) Наименования предметов и приспособлений, скопление однородных предметов обозначают существительные, образованные с помощью суффикса -ник-/-ниц-: багаж - багажник, цвет - цветник.
К окказиональным примерам относится: фломастер – фломастерница, коробка – коробница, пакет – пакетник и т. д
г) От основ прилагательных суффиксы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- образуют названия качеств и отвлеченных признаков предметов: зло - злость, добро - доброта, красный - краснота, серый - серость.
К окказиональным примерам относится: плохо – плохота, бежевый – бежевость, золото – золотость, утро – утренность, кожа – кожаность, мало – маленькость.
д) Множество существительных, обозначающих предмет, процесс действия или его результат, образуются от глагольных основ с помощью продуктивного суффикса -к-: покрасить - покраска, задвигать - задвижка.
К окказиональным примерам относится: прыгать – прыжка, улететь – улетка и т.д
3. Приставочно-суффиксальный способ — это образование нового слова путем присоединения к производящей основе приставки и суффикса: одеяло - пододеяльник, локоть - подлокотник и т. Д
К окказиональным примерам относится: кровать – подкроватник, асфальт – подасфальтник и т.д
4. Нулевая суффиксация — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса: припевать - припев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, существует несколько продуктивных способов образования имен существительных: лексико-семантический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и морфологический. Данные способы являются важным элементом в русском языке, так как они способствуют обогащению языка, появлением новых слов.
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования: Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии // Исследования по русской грамматике. – М., 1975.
2. Земская Е.А. Современный русский язык: Словообразование. – М., 1973.
3. Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском языке. – Л., 1987.