Роль психологической подготовки к условиям жизни на свободе

Психологическая подготовка – вид формирования личности, нацеленный на развитие способностей к определенной деятельности в конкретных условиях и усиление ее мотивации и нравственного компонента.

Необходимо различать следующие виды психологической подготовки:

ü к отбыванию уголовного наказания осужденными в ИУ определенного вида начиная со следственного изолятора;

ü при перемещении осужденных в рамках ИУ;

ü в связи с переводом осужденных из ВК в ИУ;

ü к освобождению по истечении срока наказания или в связи с условно-досрочным освобождением.

Завершающим и наиболее ответственным периодом ресоциализации является приспособление и реадаптация освобожденного к жизни на свободе, в новых, как правило, трудных условиях, требующих значительных усилий.

При освобождении из исправительных учреждений осужденные попадают в условия полной свободы. Такой резкий переход оказывает на их психику экстремальное воздействие. В этой ситуации необходима не только установка на новый образ жизни, но и создание условий для реализации этой установки. Для того чтобы облегчить осужденному переход к жизни на свободе, его необходимо постепенно физически, организационно, экономически и психологически готовить как к самому факту освобождения, так и к решению конкретных вопросов, с которыми ему придется встретиться.

В целях подготовки осужденных к освобождению с ними проводится воспитательная работа, разъясняются их права и обязанности. В исправительных учреждениях подготовкой осужденных к освобождению занимаются инспектора по трудовому и бытовому устройству и начальники отрядов, социальные работники. Психологическую подготовку осужденных к освобождению чаще всего проводят психологи учреждения, о чем свидетельствует опрос начальников отрядов учреждений общего и строгого режима.

Иногда психологическая подготовка осужденных к освобождению в ИУ общего режима недооценивается. Это часто объясняют тем, что здесь осужденные содержатся непродолжительное время и, по мнению начальников отрядов, не представляют большой общественной опасности. Однако, учитывая довольно высокий процент рецидивной преступности среди лиц, освобожденных из ИУ общего режима, следует признать такое мнение не совсем правильным.

Известно, что за несколько месяцев до освобождения осужденные начинают переживать так называемый «период ожидания», для которого характерно состояние напряженности, тревоги и т.п. Их радует скорое освобождение и пугает то, что ожидает на свободе.

Перед ними встает масса вопросов:

ü куда поехать?

ü как встретят дома?

ü где жить и работать?

 У осужденных, которые длительное время отбывали наказание, утеряна способность к самостоятельной и активной деятельности, что в условиях рыночной экономики является непременным условием позитивной адаптации.

Период ожидания освобождения характерен тем, что человек начинает недооценивать фактор времени: ему кажется, что оно тянется чрезвычайно медленно. У некоторых осужденных этот период сопровождается снижением активности и появлением мотива необходимости «отдохнуть» перед освобождением. Поэтому начинать работать с осужденными по подготовке их к освобождению следует примерно за 6 месяцев до окончания отбывания наказания (этот срок закреплен в Уголовно-исполнительном кодексе РФ).

Шестимесячный срок наиболее оптимален, так как за менее длительное время можно не успеть провести необходимый комплекс мероприятий, а растягивать подготовку к освобождению на большие сроки нецелесообразно по той причине, что она теряет свою актуальность и растворяется в массе других проблем, возникающих у осужденного. Естественно, что психологическая подготовка связана с социализацией осужденного.

Подготовка к жизни на свободе включает в себя проблемы нравственной, психологической и практической подготовки, которая составляет ее содержание. Поэтому проводить такую подготовку нужно своевременно, и тогда она поможет осужденным позитивно адаптироваться.

Нравственная подготовка включает в себя работу сотрудников по активизации таких качеств осужденного, которые необходимы ему для жизни в семье и трудовом коллективе. Она должна быть направлена на приведение в готовность положительных нравственных убеждений, чувств и привычек освобождаемого.

Психологическая подготовка заключается в активизации способностей осужденного, формировании у него знаний, умений и навыков готовности жить и действовать в соответствии с правовыми нормами. Ее главная задача – помочь осужденному быстрее включиться в ритм жизни в обществе.

Практическая подготовка – это приобретение осужденным профессиональных знаний, практических навыков и умений в определенной профессиональной сфере.

Эти формы подготовки осужденных к жизни на свободе находятся или должны находиться в тесной связи друг с другом и осуществляться с учетом вида режима, срока отбывания наказания, возрастных, криминологических, индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей личности освобождаемого.

ü вполне исправившиеся в период отбытия наказания;

ü с дефектами воспитания (положительный прогноз поведения лиц этой категории в значительной степени зависит от условий окружающей среды, в которую они попадут);

ü не исправившиеся в период отбытия наказания (в процессе нахождения в местах лишения свободы они не только не избавились от своих криминальных взглядов и убеждений, но и обогатили свой преступный опыт; освобождение они связывают с продолжением преступной деятельности).

Психологическую подготовку осужденных к жизни на свободе следует строить как на ее индивидуализации и дифференциации, так и на глубоком изучении отрицательных и положительных факторов, которые оказывают или могут оказать влияние на адаптацию освобождаемого из мест лишения свободы. Программу психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях составляют два ее вида:

ü а) общая психологическая, или заблаговременная подготовка;

ü б) специальная (непосредственная).

Программа психологической подготовки направлена на решение задач активизации психической деятельности осужденного как в процессе всего периода отбывания наказания, так и после освобождения (ресоциализация и вторичная социализация личности). Ее специальными задачами могут быть:

ü Развитие и укрепление нравственно ценных черт и качеств осужденного: осуждение им своего прошлого образа жизни; вызов чувства вины и раскаяния за совершенное преступление; формирование установки на правопослушное поведение. Важно оказать положительное влияние на изменение криминальных убеждений осужденного.

ü Вызвать к жизни, развить и укрепить стенические эмоции, которые повышают психическую активность человека в позитивной активности, сформировать умение управлять своими эмоциями и чувствами.

ü Развитие волевой сферы у осужденных – умения преодолевать различные трудности и препятствия, которые встретились или могут встретиться в повседневной жизни.

Практика подтверждает взаимосвязь длительного пребывания человека в колонии (тюрьме) и трудностей его адаптации в условиях свободы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: