Особенности существительного как части речи

Тема: Имя существительное

План:

  1. Характеристика имени существительное как части речи.
  2. Личные и неличные существительные.
  3. Одушевленные и неодушевленные существительные.
  4. Собственные и нарицательные существительные.
  5. Род имен существительных

ВОПРОС 1. Характеристика имени существительное как части речи.

Имя существительное- это часть речи, которая имеет значение предметности, выражает это значение в грамматических категориях:

· одушев­ленности-неодушевленности:

· рода;

· числа;

· падежа

и в предложении выполня­ет функции:

· подлежащего;

· дополнения;

· несогласованного определения;

· обстоятельства;

· сказуемого.

·

Особенности существительного как части речи

с точки зрения

семантической морфологической синтаксической деривационной
Сущ- е называют предмет в широком смысле слова. Это: 1)кон­кретные предметы окружающего мира (книга, дом, стакан);   2) живые сущест­ва (волк, человек);   3) явления природы (дождь, ветер);   4) вещества (нефть, молоко);   5) множество предметов как единое целое (листва, студенчество); 6) общественные явления (восстание, революция);   7)признаки (зелень, храб­рость);   8)действия (бег, прыжок). Грамматическое значение предметности выявляетсячерез присущие существительному вопросы "кто? / что?" и выражается:   1) в несловоизме нительных категориях одушевленности-неодушевленности и рода;   2)в словоизменительных категори­ях падежа и числа. Имена существительные сочетаются по способу согласо­вания с: 1)прилагательными; 2)порядковыми числительными; 3)местоимениями (которые изменяются как прилагательные); 4)причастиями;  белая краска, читающий мальчик,  второй ряд,  мой отец   по способу управления: 1)с сущест-ми; книга брата 2)с глаголами; 3)существительными; 4)прилагательными; 5)количественными числительными; 6)причастиями; (выступая в роли зависимого слова словосоче­тания) гулять в саду, платье из шерсти,  красный от смущения,  три           студента, возмущенный поступком.   по способу примыкания (выступая в роли главного слова): 1)с наречиями; 2)с не­изменяемыми прилагательными; брюки клеш,  яйца всмятку;     : В предложении наиболее обычные функции существительного: 1)подлежа­щее; 2)дополнение; 3)несогласованное оп­ределение; 4)обстоятельство; 5)именная часть сказуемого. Наиболее продуктивные способы словообразования сущ-х:   1)суффиксация, в том числе нулевая; учитель <- учить   2)сложение; снегозадержание-снег+задержание   3)сложение с суффиксацией;   мореплаватель <- море, плавать   4)аббревиация БГУ-Белгородский государственный университет.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: