Педагогическая ситуация № 14

Желая закрепить представления детей об основных цветах, в частности научись их различать красный и синий цвета, воспитательница принесла в группу трехлеток красную и синюю вазы с соответствующими флажками.
Воспитательница показала детям, где красные, а где синие флажки. Как только детям предложили взять по флажку, некоторые из них, подняв флажки над головой, побежали по комнате. «Как на празднике!» — раздавались возгласы.
Оля, подняв свой флажок, громки запела:
Мы красный флаг поднимем И крикнем все «ура!»...
Все дети закричали «ура!» и продолжали песню хором. К ним присоединились дети без флажков и также зашагали по комнате и запели. Когда дети кончили петь, воспитательница предложила всем подойти к ней и поставить красные флажки в красную вазу, синие — в синюю.
Другая воспитательница провела с детьми трех лет игру «Угадай, что изменилось». Отгадывающему ребенку надо было сказать, какие изменения произошли во внешнем виде детей. Люся долго всматривалась во всех детей по очереди и, наконец, радостно вскрикнула» «Бант! Бант! У Марины!» Воспитательница сухо заметила: «Так не говорят, скажи, как я вас учила». Радость сбежала с лица Люси, и она повторила все, что от нее требовала воспитательница.
1. Как реагировала каждая воспитательница на поведение детей? Поняли ли они душевное состояние детей?
2. В чем педагогическое значение правильного понимания воспитателем импульсивных действий детей?








Педагогическая ситуация № 15

Старшие дети Юра и Коля играют в игру «железная дорога» уже целую неделю. Построили поезд.
Юра. Я буду машинистом, а ты, Коля, кондуктором.
Коля охотно соглашается. Боря берет на себя роль стрелочника.
Коля. Ребята, кто хочет ехать в Москву? Возьмите билеты, а то поезд скоро уйдет.
В игру включаются 10 детей-пассажиров.
Валя. Я буду кассиром.
Пассажиры покупают билеты в кассе и спешат к поезду.
Коля. Граждане, покажите ваши билеты, без билетов нельзя входить в вагон. (Проверяет билеты и пропускает всех в вагон. Все занимают места. Раздается свисток. Поезд отправляется в путь.)
Боря-стрелочник показывает красный флажок. Юра-машинист, не обращая на него внимания, продолжает вести поезд.
Боря. Товарищ машинист, разве вы не знаете, что, когда показывают красный флаг, нельзя ехать дальше, рельсы там не в порядке, а вы едете... Так нельзя. Может быть авария.
Миша (обращаясь к воспитательнице). Боря ведь правильно говорит, что, когда показывают красный флаг, поезд должен остановиться. А он все едет (показывает на Юру).
Воспитательница. Правильно. Помните, я вам читала про сигналы? (Напоминает рассказ из книги Б. Житкова.)
Юра. Зеленый цвет показывает, что ехать можно, да желтый... не помню, что он показывает.
Воспитательница объясняет.
Мила (пассажирка). Боря молодец, что показал красный флаг, а то бы поезд ехал и мы бы все разбились, да еще с нашими маленькими детьми.
Воспитательница. Правильно, надо поблагодарить Борю-стрелочника за такую заботу о пассажирах.
Воспитательница организовала экскурсию на железную дорогу. Предложила детям расспросить родителей о роли машиниста, кассира, стрелочника, кондуктора.
В последующие дни дети снова играли в железную дорогу, и в их игре уже отражались многие мелкие подробности путешествия людей по железной дороге, которых не было в предыдущих играх.
Более детально были разыграны и роли машиниста, кассира, стрелочника, кондуктора. Например, от кондуктора пассажиры требовали называть остановки. Он приносил чай и угощал пассажиров. Пассажиры на остановках выходили гулять со своими детьми, покупали газеты, пирожки, лимонад, мороженое, обращались в справочное бюро, чтобы узнать, когда отходят поезда на Одессу, Харьков и другие города.
Дети узнали и отразили в игре, что можно сообщать по телефону или телеграммой на станции о прибытии поезда, что каждый поезд может иметь свой номер. Стрелочник показывал желтый флажок, то свернутый, то раскрытый, давал красный сигнал, и машинист вынужден был останавливать поезд. На одной станции в поезд сели дети из детского сада и поехали на дачу.
1. В чем проявлялась активность детей в игре?
2. Приведите примеры влияния знаний, умений и навыков на проявление различных форм активности детей в играх по собственному почину.
3. Как влиял воспитатель на игру детей с целью формирования у них активности?























Педагогическая ситуация № 16

Воспитательница приносит в группу набор различных материалов: пустые катушки, коробки, палочки, лоскутки, полоски бумаги, картон и т. п.
Знакомясь с материалами, дети определяют тему игры (в больницу, в детский сад, в школу, в гараж и т. п.), а затем играют, пользуясь имеющимися материалами.
Приведем запись двух игр.
Игра «Железная дорога» (старшая группа). Материал: коробки, катушки, бумага.
— Что можно сделать из этих предметов? — спрашивает воспитательница.
Дети решают, что можно сделать машину. Валерик и Женя взяли катушки и стали в них гудеть. Тамара и Люба вспомнили, как гудит паровоз, и начали делать из коробох поезд.
Самая большак катушка стала трубой паровоза, маленькие — пассажирами. Вера сделала из коробки кассу, кассир (катушка) продает билеты, сделанные из бумаги. Поезд прибыл в Казань.
— Паровозу нужна вода,— говорит воспитательница.
— Надо делать водокачку, — решают Лена и Витя.— Сейчас сделаем!
Мастерят водокачку из коробки, катушки и бумаги. Люба поехала на паровозе набирать воду. Вера увеличила размеры кассы. Начинается продажа билетов.
Игра «Гараж» (средняя группа). Из коробок строятся стены гаража. В гараже заходят машины (катушки). На ночь в гараже закрывают дверь.
Проанализируйте приведенные игры с неоформленным материалом и укажите:
а) какова функция предметов в играх дошкольников;
б) в чем психологическая и педагогическая ценность игр с неоформленным материалом.















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: