Педагогическая ситуация № 17

Во время прогулки несколько мальчиков присели возле деревянного ящика. Когда к ним подошла воспитательница, Саша заявил:
— Мы играем в кочегарку!
Вова и Юра собирали уголь, нагружали в машину и подвозили. Потом сгружали и лопаткой бросали уголь в ящик.
Воспитательница обеспокоилась, что дети выпачкаются, но, подумав минуту, сказала:
— Не забудьте после работы вымыть хорошо руки и лицо с мылом, так делают все рабочие.
1. Почему воспитательница не нарушила игры?
2. Какое влияние оказывают трудовые навыки на формирование поведения детей в игре?







Педагогическая ситуация № 18

Студенты дошкольного факультета Минского пединститута записали факты своего вмешательства в творческую игру детей младшей группы. Вот некоторые из них.
I. «Четверо детей играли в «дом» и пригласили меня прийти в гости,— пишет студентка Д.— Я взяла с собой двух ребят, и мы пришли.
Хозяева дома с нами поздоровались, приветливо угощали, не усаживая за стол. Мы поели, поблагодарили и ушли. Играющие были довольны и пригласили нас снова. Я, желая сделать игру более интересной, предложила детям накрыть стол для гостей. Пока накрывали на стол, решили, что это будет столовая».
II. «Дети построили машину из стульчиков, — пишет студентка Ю.— Наблюдая за ними, я заметила, что они перетаскивают машину с одного места на другое. Я спросила, зачем они это делают. Дети ответили, что машина ведь ездит везде. Я дала им руль и посоветовала править. Вова, взяв руль, стал с ним бегать по группе, изображая машину, а остальные дети наблюдали за ним».
III. «Дети очень осторожно переносили «больных» на руках. Видимо, их замысел заключался в том, что они должны очень осторожно обращаться с больными, доставляя их в больницу.
Желая, чтобы у детей не было такого большого напряжения, студентка предложила им сделать «скорую помощь». Дети стали играть в машину и забыли о больных.

1. Удачным ли было вмешательство взрослых в игру детей?
2. Определите ваши приемы руководства игрой малышей в данном случае.

 







Педагогическая ситуация № 19

За столом сидит Галя (6 лет) и механически надевает на палочку колеса. Мысль ее в работе не участвует, она находится как бы в дремотном состоянии, и все действия Гали бесцельны, лишены смысла.
— Что ты хочешь сделать? — опрашивает воспитательница.
— Не знаю,— вяло отвечает Галя,— чего-нибудь.
— Как же так? — с удивлением говорит воспитательница.— Когда твоя мама шьет, она знает — платье ей нужно сшить.
Воспитательница знает робость и неумелость Гали, она присаживается к ней, незаметно и постепенно вовлекает ее в обсуждение вопроса: что бы такое сделать для игры? Вместе обдумывают и останавливаются на грузовике для куклы. Галя проявляет большой интерес — оживилась ее мысль, пробудилось желание действовать.
1. Что помогло опытной воспитательнице пробудить у Гали интерес, оживить ее мысль, желание действовать?
2. В каком направлении следует развивать игровую фантазию ребенка и как это делать?

 







Педагогическая ситуация № 20

Дети старшей группы играли в моряков. Капитаном корабля был организатор игры Вова. Построили корабль. Раздался гудок. Отчалили. Вскоре Вова, смотря в бинокль, увидел «вражеский корабль». Завязался бой. Враг разгромлен. Торжествующе дети запели песню «Раскинулось море широко». Шуре стало холодно. Он обратился к воспитательнице:
— Анна Алексеевна, можно мне идти в детский сад, я замерз.
Воспитательница предложила Шуре обратиться за разрешением к капитану.
— Товарищ капитан,— сказал Шура,— разрешите мне уйти с корабля.
Вова твёрдым голосом ответил:
— Запрещаю!
Шура беспрекословно повиновался и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из похода.
1. Какие мысли, чувства формировались у детей в процессе игры и как они проявлялись в поступках?
2. Правильно ли поступила воспитательница, предложив Шуре обратиться к капитану?
3. Какие чувства пережил Шура и как они могут повлиять на дальнейшее развитие личности?
4. Какими приемами воспитателю следует поддерживать у детей интерес к указанной игре?

 











Педагогическая ситуация № 21

Для игры в школу воспитательница с помощью родителей изготовила и дала детям игрушечную школьную мебель (парты, доску, стол, стул для учительницы) и комплект кукол соответствующего размера. Дети сразу начали играть с этими игрушками.
Но что это была за игра? Надя-учительница вызывала кукол к доске (роли школьниц исполняла Таня). Она старалась говорить тоненьким голосом, искажала звуки: вместо «игра» говорила «игла», «улёка не выусила» и т. д. Учительница ругала своих учеников за то, что они так плохо говорили, и ставила их в угол.
1. Что повлияло на такие взаимоотношения детей в игре?
2. Определите деятельность воспитателя, направленную на изменение взаимоотношений детей в указанной игре.




Педагогическая ситуация № 22

Однажды в старшей группе была проведена такая игра.
Одна группа детей спряталась в лесу, другая искала ее по оставленным следам. Группе в 26 человек нужно было неслышно пробраться в глубь леса и там притаиться.
Дети отлично выдержали этот экзамен. Ни один участник игры ничем не выдал своих товарищей.
Характерен следующий эпизод. Мальчика укусила оса. Но он не вскочил, не вскрикнул. Воспитательница узнала о случившемся лишь по тому, как он горестно прижался к ее плечу, по слезам, выступившим на его глазах.
1. Проанализируйте, в чем воспитательная ценность данной игры.
2. На основании поведения мальчика предположите, какие черты характера и при каких условиях можно у него развить.






Педагогическая ситуация № 23

Воспитательница видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.
Игра не получилась, воспитательнице все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше.

1. Объясните, почему не получилась игра.
2. Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные и второстепенные роли?

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: