Подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется втулка из антифрикционного материала и смазывающее устройство. Между валом и отверстием втулки подшипника имеется зазор, заполненный смазочным материалом, который позволяет вращаться валу с малым сопротивлением.
Материалы, из которых изготавливают детали подшипников скольжения.
• Станину или втулку в неразъемных подшипниках изготовляют из материалов, обладающих хорошими антифрикционными свойствами: антифрикционного чугуна; бронзы; латуни; алюминиевых сплавов. Корпуса подшипников можно изготовлять из чугуна или стали литыми или сварными.
• Вкладыши в разъемных подшипниках изготовляют из антифрикционных материалов или двух металлов (тело вкладыша из стали, а рабочую часть толщиной 1-3 мм заливают баббитом или свинцовой бронзой). При невысоких скоростях – чугуны. При значительных нагрузках и средних скоростях – бронзу.
Роль смазки в подшипниках скольжения и ее осуществление.
|
|
• В неразъемном П в корпусе имеется втулка для подачи смазочного материала. Зазор между валом и отверстием втулки полностью заполняется смазкой для уменьшения сопротивления вращения и долговечности работы.
• В разъемном П смазочные канавки делают в верхнем (не нагруженном вкладыше). Через канавки в подшипник подается смазочный материал для тех же целей, как и в неразъемном.
Жидкостное трение в подшипниках скольжения.
Жидкостное трение возникает между смазанными поверхностями, если толщина слоя смазки превышает высоты микронеровностей, и нагрузка передается между телами только через слой смазки.
Основное условие, которое необходимо для образования жидкостного трения.
h>Rz1+Rz2
где h – толщина слоя смазки, Rz1, Rz2 – высоты микронеровностей
Виды разрушения подшипников скольжения.
• Характерные дефекты и поломки подшипников скольжения вызваны трением:
- температурные дефекты (заедание и выплавление вкладыша);
- абразивный износ;
- усталостные разрушения вследствие пульсации нагрузок.
Схема расчета подшипников скольжения.
Сперва для подшипника задается относительная длина (: , затем для проверки основных размеров используют условный проверочный расчет и после него рассчитывают условную характеристику нагрева и износа в подшипнике. При неудовлетворительном результате проверочного расчета изменяют размеры цапфы или принимают другой материал вкладыша и расчет повторяют