Источники рождения поэзий Пушкина

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОГО УРОКА

Тема урока: «А.С.Пушкин – родоначальник русской литературы»

Цель урока: обозначить и проанализировать тему поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина.

Задача урока:

- проанализировать творчество поэта в общих чертах;

- обозначитьисточники рождения поэзий Пушкина;

- рассмотреть тему поэта в стихотворениях Пушкина;

- проанализировать темупоэзии в стихотворениях Пушкина.

Тип урока: урок усвоения знаний.

Форма и метод проведения урока: информационно-познавательный.

Ход урока:

І. Организационная часть (~5 мин.)

1.1. Проверка явки студентов;

1.2. Сообщение цели и темы урока.

ІІ. Основная часть (~35 мин.)

2.1. Актуализация познавательной деятельности студентов (выступление мастера п/о);

2.2. Реализация плана урока:

План:

1. Доклад на тему: «А.С.Пушкин – родоначальник русской литературы»

ІІІ. Заключительная часть (~5 мин.)

3.1. Подведение итогов занятия.

Мастер п\о                                                                                Е.А.Фомина

ВВЕДЕНИЕ

Творчество А.С. Пушкина – это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы 19 и 20 веков. Пушкин не только новатор в области стиля и создатель русского языка, но и идейный вдохновитель большинства писателей следовавших за ним. Гуманистический пафос его творчества, идеалы добра и справедливости явились тем источником, из которого, по словам Достоевского, сказанным спустя пятьдесят лет после смерти поэта, черпала вдохновение вся русская литература и в котором уже обозначены практически все темы и идеи ее последующего развития.

В творчестве поэта особо выделяют тему "поэта и поэзии". К этой теме относят стихотворения, в которых излагаются взгляды автора на природу поэтического дара, на предназначение поэта в этом мире, его высокую миссию.

Общий анализ творчества поэта

Александр Сергеевич Пушкин — один из ярчайших поэтов "золотого века", который оставил неизгладимый след в русской литературе.

Мир пушкинской поэзии — это светлый, добрый, радостный мир любви, дружбы и созидания. Он необычайно широк и потому включает в себя все: взлеты и падения, успех и разочарования, радость и печаль, любовь и дружбу, предательство и измену. Поэт изливает свои чувства и переживания в стихах. Он живет в них. Каждое его стихотворение можно сравнить с драгоценным камнем, с янтарем, внутри которого находится жучок. Так и в пушкинских стихах. В каждом из них есть своя сердцевина, ядро, в котором и заложена основная мысль.

В своих стихотворениях поэт обращается к разным темам. Но тема любви и дружбы проходит почти везде. Например, стихотворения "Мадонна", "Сожженное письмо", "Признание", "Прощание", "Я вас любил: любовь еще, быть может", "И.И. Пущину", "Друзьям" и многие другие.

Многие стихотворения А. С. Пушкина посвящены природе. Поэт очень любил русскую природу и русскую, землю. Он любил гулять в лесу, наслаждаться свободой, окружающей его, свежим воздухом и мечтать. Все стихотворения А. С. Пушкина проникнуты этими чувствами: "Зимнее утро", "Деревня", "Зимний вечер", "Осень" и другие.

А.С. Пушкин был против неограниченной власти одного человека над другим. И этот свой протест он заключил в стихотворении "Анчар". Страшное дерево, все пропитанное ядом от корней до листьев, губит всякое живое существо, приближающееся к нему. И звери, и птицы ни в коем случае не подходят к нему. А человек может послать другого человека за ядовитой смолой к этому страшному дереву. И тот послушно пойдет на верную смерть, подчиняясь воле "непобедимого владыки". Пушкин не хочет и не может с этим примириться.

Всю лирику А.С. Пушкина можно представить как бесконечный роман в стихах, главным предметом изображения которого оказывается внутренний мир лирического героя с его чувствами, переживаниями и стремлениями, будь то порыв страсти, предчувствие любви или разочарования в идеале.

Сложность пушкинского романтизма во многом заключается в том, что поэт пришел к нему в результате уже довольно длительного (если учесть удивительно быстрый расцвет пушкинского гения) процесса творческого роста. Известно, что раннее творчество Пушкина связано с использованием и развитием самых разнообразных поэтических традиций (классицизм, Державин, французская "легкая поэзия", "оссианизм", сентиментальная лирика Карамзина и т. д.). Как справедливо указывают исследователи, Пушкин на протяжении всего своего творческого пути бережно хранил художественные традиции прошлого. Это качество пушкинской поэзии должно было сказаться и на его романтизме.

При этом романтизм Пушкина, впитавший (как, впрочем, и все его творчество) героическое мироощущение эпохи конца XVIII—начала ХIХ века, был свободен от трагизма и "разорванности", столь характерных для более поздних русских романтиков. Национально-исторические истоки пушкинского романтизма определили и своеобразие его философской основы: Пушкину оказались гораздо ближе просветительские философские традиции (правда, переосмысленные и переработанные), нежели идеализм Фихте, Канта, Шеллинга.

Источники рождения поэзий Пушкина

Источники поэзии Пушкина, его творческого вдохновения —гражданские идеалы, любовь и дружба, окружающая природа, то есть сама жизнь, во всей ее обыденности и повседневности.

"Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии. Что для прежних поэтов было низко, то для Пушкина было благородно; что для них была проза, то для него было поэзия".

Для А. С. Пушкина природа была основным источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года.

В раннем творчестве поэта мы находим пейзаж, который описывался в основном политически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя.

Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна.

Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, потому что каждое время года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова. В своих лирических произведениях поэт не столько изображает окружающий мир, сколько выражает свой внутренний. Основное содержание лирики Пушкина составляют всё же любовь и дружба — чувства, наиболее сильно владевшие поэтом и бывшие непосредственным источником счастья и печали, горя и радости его жизни. "Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность".

Пушкину одному из первых удалось отразить красоту внутреннего мира земного человека, чувства художника, артиста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: