Список используемых источников

Сущность аудита

В Российской Федерации финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности. Государственный финансовый контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и в субъектах России. Кроме того, на уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль. Аудит - это предпринимательская деятельность аттестованных независимых юридических и физических лиц (аудиторских компаний и отдельных аудиторов) - законных участников экономической деятельности, направленная на подтверждение достоверности финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием (организацией) собственникам, а также другим юридическим и физическим лицам. Данное определение отражает: - единую цель проведения аудита - подтверждение достоверности отчетности, снижение риска использования ее в экономической деятельности; - единые требования ведения аудита - наличие аттестатов и лицензий; - единые и обязательные условия - аудит проводится независимыми субъектами. Под аудитом бухгалтерской отчетности в ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Булыга Р. П. считает, что под понятием «аудит» (от лат. аudire — слышать, т. е. понимать происходящий процесс, явление и уметь его оценивать) применительно к сфере экономики понимается проверка экономического здоровья организации [1, с. 8]. По мнению Танкова В. А. аудит – вид управленческой деятельности, сводящийся к независимому финансовому контролю ведения бухгалтерского учета и оценке БФО [2, с. 6]. На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами: - бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом; - бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможностей пристрастности ее составителей; - степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях. При этом пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица. При проведении проверки аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение. В ходе планирования и проведения аудита необходимо проявлять профессиональный скептицизм, т. е. критически оценивать весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучать аудиторские доказательства, которые противоречат каким–либо документам или заявлениям руководства, либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений. В ходе проверки необходимо учитывать, что вероятность необнаружения ошибок не должна исключаться в силу следующих причин: - в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование; - любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовершенными (например, не могут гарантировать отсутствие сговора); - преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предоставляет доводы в подтверждение определенного вывода, а не носит исчерпывающего характера. Дополнительным фактором, ограничивающим надежность аудита, является то, что работа, выполняемая аудитором для формирования своего мнения, основывается на его профессиональном суждении, в частности в отношении: - сбора аудиторских доказательств, в том числе при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур; - подготовки выводов, сделанных на основе аудиторских доказательств, например, при определении обоснованности оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица в ходе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. Кроме того, существуют другие ограничения, которые могут повлиять на убедительность доказательств, используемых для подготовки выводов в отношении определенных предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, в отношении операций между связанными лицами). Для таких случаев в некоторых правилах (стандартах) аудиторской деятельности определены особые процедуры, которые в силу содержания отдельных предпосылок обеспечивают достаточные надлежащие аудиторские доказательства при отсутствии: - необычных обстоятельств, увеличивающих риск существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности сверх того, который ожидался бы при обычных условиях, например, зависимость от кредитов и займов увеличивает вероятность «приукрашивания» показателей финансовых результатов; - признака, указывающего на наличие какого-либо существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности. Помимо аудиторских проверок аудиторы и аудиторские фирмы могут оказывать связанные с аудитом услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности. Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по проведению собственного аудита и оказанию сопутствующих ему работ и услуг. Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что последняя предусматривает и различные аудиторские услуги. В последнее время главное внимание уделяется повышению эффективности системы управления предприятием и, прежде всего, системы внутреннего контроля. Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т. е. аудиторские структуры начали больше заниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудитом. Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам. Результатом аудита могут быть выводы о состоянии финансовой отчетности - реальности статей баланса, достоверности бухгалтерского учета, законности и целесообразности хозяйственных операций, а результатом аудиторских услуг - возможное состояние объектов в будущем, т. е. прогнозные экономические показатели, качественные характеристики организационной структуры управления, системы учета и контроля. Собственно, аудитом имеет право заниматься только аттестованный аудитор, имеющий лицензию (индивидуальную или на организацию) на право заниматься аудиторской деятельностью. Согласно определению аудита, проверка достоверности отчетности проводится независимым аудитором. Независимость аудитора определяется: - свободным выбором аудитора (аудиторской фирмы) хозяйствующим субъектом; - договорными отношениями между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом, что позволяет аудитору свободно выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либо государственных органов; - возможностью отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков; - невозможностью аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности; - запрещение аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других услуг, законодательством.

 

Цель аудита

Аудит представляет собой процесс проверки какого-либо объекта учета на предприятии для оценки состояния его учета.

Целью аудиторской проверки в широком смысле – является всестороннее изучение процесса учетных работ по объекту в организации. Если рассматривать трактовку закона «Об аудиторской деятельности», то основная цель аудита – это выражение мнения аудитора о достоверности и качестве ведения учета и формирования отчетности на аудируемом объекте. Если рассматривать позицию Федерального стандарта аудиторской деятельности №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», то цель аудита в нем обозначена в следующем понимании: «…несмотря на то, что выраженное мнение аудитора определяет степень доверия к данным учета и отчетности, аудитор не оценивает соблюдение интересов заинтересованных лиц». То есть, имеется ввиду, что мнение аудитора – является беспристрастным и объективным. Если рассматривать цель аудита в экономическом и правовом понимании, то его целью является всестороннее изучение и оценка аудируемого объекта для формирования независимого мнения об объективности, реальности и точности показателей объекта аудита.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

При этом аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Основная цель аудита может дополняться и другими целями, обусловленными договором на проведение аудита, например, улучшение финансового состояния аудируемого лица (разработка мероприятий), оптимизация затрат и финансового результата и другие.

 


Задачи аудита

Задачами аудита являются:

1. оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

2. оценка правильности и законности совершения бухгалтерских записей;

3. оказание помощи управляющим органам организации путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений;

4. ориентирование организации на будущие события, которые могут повлиять на хозяйственную деятельность (перспективный анализ);

5. выявление резервов роста финансовых ресурсов организации;

6. проверка соблюдения действующего законодательства в области налогообложения;

7. подтверждение достоверных отчетов или констатация их недостоверности.

Для достижения основной цели аудитор должен составить мнение по следующим вопросам:

  • соответствует ли отчетность всем требованиям, предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивых сведений;
  • учтены ли все активы и пассивы экономического субъекта;
  • все ли категории включены в бухгалтерскую отчетность и правильно ли они отражены в отчетных формах;
  • имеются ли основания, служащие для включения в отчетность указанных в ней сумм;
  • все ли категории правильно оценены и безошибочно подсчитаны.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита, но они могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Под сопутствующими аудиту услугами понимается:

• постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

• налоговое консультирование;

• анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

• управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

• правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

• автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

• оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

• разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

• проведение маркетинговых исследований;

• проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

• обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

• оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Практическая часть

Допустим, что в организации «Ромашка» объявили о скором проведении аудита. Что нужно сделать до и при проведении аудиторской проверки?

К прохождению аудиторской проверки необходимо подготовиться. Ответственные сотрудники должны предоставить специалистам аудиторской фирмы организационные и первичные документы (накладные, счета-фактуры, платежные поручения, акты выполненных работ, кассовые книги с отчетами кассира и пр.), бухгалтерские и налоговые регистры, предыдущие аудиторские заключения при наличии.

Шаги описаны ниже:

1. Инициатор проведения аудита выбирает исполнителя, составляет заявку с изложением всех требований, при необходимости проводит тендер.

2. Подготовительный этап, определяющий объем предстоящей проверки, необходимые сроки выполнения, методики проведения, требования к привлекаемым специалистам и т.п.

3. Составляется план предстоящих мероприятий.

4. Сбор и анализ предоставленных данных, необходимых для оценки деятельности и имеющейся бухгалтерской отчетности. Аудиторская проверка производится по существующим стандартам.

5. Составление отчета с указанием выявленных ошибок и рекомендации по их устранению.

У аудитора есть четко поставленные задачи. Рассмотрим их.

Задачи аудитора:

1. Проверяя правильность оплаты труда, аудитор должен проверить

-наличие и соответствие законодательству первичных документов по учету рабочего времени, объема выполненных работ, услуг, выпущенной продукции;

-соответствие показателей аналитического учета по счету 70 с записями в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и туже дату.

2. При проверке использования фонда оплаты труда, аудитор должен проверить:

-соблюдение установленных штатным расписанием должностных окладов работников предприятия;

-своевременность их индексации с учетом роста цен в условиях инфляции;

-утверждено ли штатное расписание на Совете правления или собрания акционеров, учредителей;

-правильность оплаты по сдельным нарядам рабочих, имелись ли случаи приписки невыполненных работ;

-правильность выплаты премий работникам предприятия

 Как же рассчитывается размер поощрительных выплат сотрудникам? Можно говорить о двух формулах расчета премий:

Формула 1, для поощрения в твердой сумме, равной окладу, за определенный период времени — П = З / КО х КФ, где: П – премия; З – оклад труженика; КО – общее количество рабочих дней в периоде; КФ – фактическое количество отработанных дней в периоде.

Формула 2, для поощрения в проценте от оклада, за определенный период времени — П = З х РП / 100 / КО х КФ, где: П – премия; З – оклад труженика; РП – величина поощрения в виде установленного процента от оклада; КО – общее количество рабочих дней в периоде; КФ – фактическое количество отработанных дней в периоде

Пример: Работник Петров имеет оклад в размере 25 тысяч рублей. По результатам его успешного труда, ему положена премия в размере оклада. Понятно, что если он отработал все дни, то его положено наградить 25 тысячами. Но мы возьмем усложненный вариант, когда общее количество рабочих дней в квартале равно 64, а Васькин отработал из них только 57. Причиной его семидневного отсутствия на работе была дождливая и ненастная погода, по поводу чего Васькин пребывал в жестоком унынии и тоске, в силу чего, не считал необходимым еще и утруждать себя походами на работу. Получаем: 25 000 / 64 х 57 = 22 265,62 рублей.

Аудитору необходимо выяснить лиц, ответственных за составление и организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Следует изучить состав и соподчиненность, а также разделение полномочий и ответственности, структуру, функции и задачи бухгалтерской службы.

Учетная политика организации должна быть сформирована главным бухгалтером организации на основании ПБУ 1/2008 и утверждена руководителем организации. При этом необходимо проверить наличие:

– рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета (в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности). Следует обратить внимание на то, что организация может включить в рабочий план счетов корреспонденцию, используемую при отражении тех или иных операций;

– форм первичных учетных документов, применяемых для оформления трех фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

Формы первичных документов, применяемые для оформления финансово-хозяйственных операций, по которым Госкомстатом России не утверждены унифицированные формы, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц;[1]

– правил документооборота и технологии обработки учетной информации.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности:

- готовая продукция в бухгалтерском балансе может быть оценена либо по фактической, либо по нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства ОС, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и др., либо по прямым статьям затрат;

- отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги могут быть отражены либо по фактической, либо по нормативной себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, которые связаны с реализацией продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной ценой.

Итак, аудиторская проверка в данной организации проведена успешно и с соблюдением законодательства.

 

Выводы и предложения

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что аудит - это предпринимательская деятельность аттестованных независимых юридических и физических лиц.

 По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его совместно с рабочей документацией (приложение 1.1) руководителю проверки.

Для того, чтобы аудитор не совершал ошибок, ему нужно быть предельно внимательным и сконцентрированным.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 1. Булыга Р. П., Андронова А. К., Бровкина Н. Д. Аудит. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 431 с.

2. Бойков М.В. Развитие рынка аудита на основе взаимодействия СРО аудиторов / М.В. Бойков // Аудиторские ведомости. -2018. - № 9. – С. 22-30.

3. Булыга Р.П. Аудит: учебник для студентов высшего проф. Образования / под ред. Р.П. Булыги. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 431 с.

4. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. и др.; Аудит: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И.Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2019.-583с.

5.Савин А.А. Аудит: Учебное пособие / А.А. Савин, И.А. Савин. – М.: КУРС: ИНФРА-М, 2019.-512 с.

6. Танков В. А. Аудит. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Юриспруденция, 2017. 128 с.

7. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;

9. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н;

10. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н;

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

рис.1

 

рис.2

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: