Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

Самостоятельная работа обучающихся, наряду с аудиторной, представляет одну из важнейших форм учебного процесса. Данный вид учебной работы подразумевает способность обучающихся к самостоятельному поиску и усвоению информации, необходимой для решения определенных практических задач под контролем преподавателя.

Целью самостоятельной работы обучающихся является углубление и расширение знаний, формирование самостоятельных навыков решения научных и профессиональных задач.

Основными задачами самостоятельной работы обучающихся являются:

- формирование интереса к познавательной деятельности и навыков самостоятельной работы в профессиональной сфере;

- развитие творческого мышления, способности принимать самостоятельное решение, находить выход из кризисной (нестандартной) ситуации;

- углубление профессиональных, научных и практических навыков обучающегося.

Организация самостоятельной работы обучающихся включает в себя планирование, подготовку заданий, методическое обеспечение и контроль.

Формы самостоятельной работы обучающихся:

- под контролем преподавателя;

- выполняемые самостоятельно.

Самостоятельная работа обучающихся должна обладать следующими признаками:

- быть выполненной лично или являться самостоятельно выполненной частью коллективной работы;

- представлять собой законченную разработку, в которой раскрываются и анализируются актуальные проблемы по определённой теме и её отдельных аспектов;

- демонстрировать достаточную компетентность обучающегося в рассматриваемых темах дисциплины.

Для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «История государственных органов и учреждений в России» разработаны следующие учебно-методические материалы:

- перечень вопросов и задач для самостоятельного изучения и контроля;

 

Таблица 3.1 – Перечень вопросов и задач для видов контроля

Наименование вида контроля и темы Перечень вопросов и задач
Тема 1. Введение в учебный курс. Научные основы, цели и задачи изучения истории государственных органов и учреждений в России. 1. Предмет, цели и задачи курса. 2. Место курса в системе гуманитар­ной подготовки специалистов по управлению. 3. Структура курса, про­блемно-хронологический принцип его построения. 4. Источники и литера­тура. 5. Историко-социологическая и историко-правовая трактовка госу­дарственного управления. 6. Проблема исторической типологии организа­ции и управления обществом. 7. М.Вебер и его характеристика традицион­ного, харизматического и рационального типов политического господства и управления. 8. Закономерности социально-политической модернизации общества и преемственность национальных типов государственного управления. 9. Российская бюрократия: особенности формирования и эволюции. 10. Традиционные основы российской государственной службы. 11. Демократи­ческие традиции в истории России. Реформы и модернизации в истории России. 12. Национальные особенности реформаторских процессов в усло­виях «вторичной» модернизации. 13. Традиции и модернизация: особенности реформатор­ских процессов в России в новое время (XVIII – начало ХХ вв.).
Тема 2. Управление в Древнерусском государстве и русских княжествах с IX до конца XV века. 1. В чем заключались основные функции, и каковы были пределы великокняжеской власти в Киевской Руси? 2. Какую роль играли народные веча в системе власти и управления Киевской Руси? 3. В чем состояла особенность системы власти и управления обществом в Новгородской феодальной республике?
Тема 3. Государственный аппарат периода образования и эволюции централизованного государства (конец XV –XVII вв.). 1. Почему Московское государство принято называть сословной монархией? В чем заключались основные особенности формирования сословной организации и управления российским обществом в XV - XVI вв.? 2. Каковы причины и основной смысл перестройки в середине XVI в. системы государственного управления на началах сословного представительства и возрождения «земского начала» в местном управлении? 3. Какое значение для развития российской государственности имело формировании приказной системы государственного управления? Назовите недостатки и достоинства московских приказов. 4. В чем состоит основное отличие Земских Соборов от представительных учреждений в странах Западной Европы? 5. Как повлияло «смутное время» начала XVII в. на эволюцию государ­ственного управления в России?
Тема 4. Государственные органы и учреждения Российской империи в XVIII веке. 1. Какие высшие государственные учреждения были созданы при Петре I? Почему Петр I придавал такое значение коллегиальному принципу в работе госучреждений? 2. Какое значение имело создание Петром I системы государственного контроля и надзора? 3. Какую роль сыграло принятие Табели о рангах в создании новой системы государственной службы в России? 4. В чем состоял смысл и содержание нового этапа рационализации государственного управления в условиях просвещенного абсолютизма» Екатерины II? 5. Какое значение имела губернская реформа 1775г. для создания единой системы территориального управления в России?  
Тема 5. Изменения в государственных учреждениях России в XIX – начале XX века. 1. Какой смысл и значение имела замена коллегиального управления министерствами при Александре I? 2. К чему сводился основной замысел плана государственного преобра­зования М.М.Сперанского? 3. Какое значение имело создание Государственного совета для дальнейшего развития системы государственного управления в России? 4. Назовите причины, содержание и последствия нового этапа бюрократизации государст­венного управления при Николае I. 5. Укажите достижения и недостатки земской реформы 1864г. 6. Почему судебную реформу 1864 г. принято считать наиболее после­довательной и прогрессивной в ряду других преобразований? 7. Раскройте смысл и значение политики «просвещенного консерватизма» Александра III в условиях «контрреформ» конца XIX в. в России. 8. Какие изменения в системе исполнительной власти произошли накануне созыва Государственной думы? Какое место занимала Государственная дума в политической системе российского общества? 9. Какие альтернативы развития России существовали после падения монархии в ходе февральской революции 1917 г. и установления двоевластия?  
Тема 6. Особенности советской государственности и системы государственного управления (октябрь 1917- начало 1990-х гг.). 1. Опишите структуру власти и управления, закрепленную первой советской Конституцией. Каковы, на Ваш взгляд, причины и последствия складывания однопартийного государства в Советской России? 2. Дайте характеристику основных особенностей «советского федерализма» и назовите предпосылки складывания унитарной структуры государства в СССР. 3. В чем состояли особенности формирования советского государственного аппарата и номенклатурного принципа в подборе и расстановке руководящих кадров? 4. Дайте характеристику основных изменений в системе власти и управления, произошедших после принятия Конституции 1936 г. 5. Дайте общую характеристику административных реформ Н.С Хрущева и определите их место в развитии системы власти и управления в послесталинский период. 6. В чем, по Вашему мнению, заключались сложности и противоречия эпохи «застоя»? Можно ли однозначно оценить происходившие в этот период изменения в системе государственного управления? 7. Какое место занимает «перестройка» М.С. Горбачева в контексте истории российской государственности?
Тема 7. Формирование современной российской государственности. 1. Какими факторами была обусловлена необходимость перехода России к рыночной экономике и либеральной модели государства в «постперестроечный» период? 2. Назовите причины политического кризиса в России осенью 1993 г. 3. Дайте характеристику основных особенностей развития российской государственности после событий 1993г. Определите значение Конституции РФ 1993 г. в формировании правовых основ новой российской государственности.

 

Таблица 3.2 – Перечень контрольных вопросов для практических работ

Наименование занятия

Контрольные вопросы
1 Вопросы для самоконтроля 1. История российской государственности в контексте современных подходов исторического познания:закономерности и национальные особенности государственного развития в истории России. 2. Сущность и роль бюрократии в системе государственного управления. М. Вебер о принципах рациональной и патримониальной бюрократии. Особенности российской бюрократии. 3. Древняя Русь как традиционное общество. Исторические особенности образования и развития древнерусского государства в IX-XIII вв. 4. Княжеская власть и управление в Киевской Руси. «Русская правда». 5. Вечевое управление в древнерусских княжествах XI-XIIIвв. Особенности государственного устройства и управления в Новгородской феодальной республике. 6. Московское государство как сословная монархия. Особенности сословной организации и управления российским обществом в XV- первой пол. XVI в. 7. Реформы «Избранной рады» 50-60-х гг. XVI в. и их роль в формировании централизованного государства в России. 8. Боярская дума, ее функции и роль в полити­ческом и административном управлении. 9. Место и роль Земских соборов в системе государственного управления Московского государства. 10. Приказная система государственного управления и ее эволюция в XVII веке. Особенности формирования гражданской службы в России. 11. Изменения в структуре местной администрации в XVI-XVII вв.. Особенности воеводского управления. 12. Роль церкви в системе государственного управления в России (XVI-XVII вв.). 13. Высшие государственные органы Российской империи в XVIII в. Сенат, Коллегии, Верховный тайный совет, Кабинет Его Императорского Величества, «Конференция при высочайшем дворе», «Совет при высочайшем дворе». 14. Преобразование системы местного управления в первой четверти XVIII в. Городские реформы Петра I. 15. Реорганизация высшего и центрального управления в правление Екатерины II. Губернская реформа 1775 г. и институт «генерал-губернаторства». 16. «Жалованные грамоты» Екатерины II дворянству и городам. Особенности развития городского самоуправления. 17. Проблема реформ государственного аппарата в правительственной политике России в первой четверти XIX в. Реорганизация высших и центральных органов управления. 18. План государственного преобразования М. М. Сперанского. Государственный совет в системе власти и управления России. 19. Власть и бюрократия во второй четверти XIX в. Новая модификация патерналистской политики в эпоху правления Николая I. 20. Роль политической полиции в государственном механизме Российской империи первой половины XIX в. 21. Исторические предпосылки и особенности реформ 60-70-х гг. Х1Х в. Противоречия и кризисы модернизации «вдогонку». 22. Земская реформа 1864 г. Достижения и противоречия земского самоуправления. 23. Судебная реформа 1864 г. Особенности городской реформы 1870 г. 24. Сущность и содержание политики «контрреформ» Александра III. Особенности земской и судебной «контрреформы». 25. Эволюция российской государственности на этапе буржуазной революции 1905-1907 гг. Формирование основ российского парламентаризма и проблема конституционной («дуалистической») монархии в России. 26. Эволюция системы представительных и исполнительных органов управления в 1907-1912 гг. Место и практика Госуд. думы в политической системе общества. 27. Изменения в государственном аппарате Российской империи в годы первой мировой войны. 28. Политические институты и органы управления в стране после свержения самодержавия в Февральской революции 1917 г.: структура и эффективность. 29. Исторические особенности становления советской государственности (окт. 1917-1918гг.). Советы в системе государственной власти и управления. 30. Конституция 1918 г.: структура органов государственной власти и управления (Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК). 31. Образование СССР и особенности «советского федерализма». 32. Особенности методов политического и административного управления (1929-1940 гг.). Феномен советской бюрократии. 33. Конституция 1936 г. и изменение структуры государственной власти и управления (Верховный Совет СССР, Президиум Верховного Совета, Совнарком). 34. Система управления в годы войны и послевоенный период (1941-1953 гг.). 35. Реформы Н. С. Хрущева и их последствия. 36. Конституция СССР 1977 г. Система высших органов власти и управления СССР в 70-е – первой половине 80-х гг. 37. Режим «перестройки» второй половины 1980-х гг.: причины неудачи модернизации советской системы управления. 38. Особенности формирования политических институтов и административных органов Российской Федерации (1989-1993 гг.). 39. Система законодательных и исполнительных органов власти в контексте новой российской государственности (с 1993 г. по наст. время).  
     

 

Таблица 3.3 – Список литературы для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

№ п/п Наименование указаний, пособий
1 История политических и правовых учений:учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Власов, Г. Б. Власова, С. В. Денисенко, В. К. Цечоев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 299 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00600-1. — Режим доступа:www.biblio-online.ru/book/54B38AEB-8CFC-4238-9BCE-7636ECFE9C46
2 Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Охотский. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 367 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03503-2. — Режим доступа:www.biblio-online.ru/book/129D114D-8F85-4B8D-86A1-0E0BE36709AF.
3 Осейчук, В. И. Теория государственного управления: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. И. Осейчук. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 342 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01129-6. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/9E4B75E4-72B5-4E4F-BFF7-D265AE044EAC
4 Муниципальное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Н. Кокотов [и др.]; под ред. А. Н. Кокотова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 444 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03347-2. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/EAD9B401-C06E-4795-87A1-5A29DA710BF0
5 Цечоев, В. К. История органов и учреждений юстиции России: учебник для магистров / В. К. Цечоев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 456 с. — (Серия: Магистр). — ISBN 978-5-9916-3151-8. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/16DF1825-3D7A-4E99-A609-F5AF470A8150.
6 Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Охотский. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 299 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03501-8. — Режим доступа:www.biblio-online.ru/book/2D08D678-014E-4B6A-97F1-9118D4555BC1

 

Темы контрольных работ для обучающихся по освоению дисциплины предоставлены в Приложении А.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: